В рубрику «Помощь зала» снова обратилась Юлия Колесникова, турагентство «Касабланка». Ее туристку не выпустили из страны – из-за долгов и штрафов, размер которых делает ее невыездной. Только в итоге расчеты оказалось ошибочными. Кто компенсирует потери?
– Моя туристка собиралась за рубежом отмечать юбилей с детьми, но планам не суждено было сбыться: покинуть Россию ей не позволили. На основании постановления службы судебных приставов, согласно которому у нее накопился долг перед государством в размере 28 000 рублей, а как раз 1 апреля вышел закон, согласно которому лица с долгом более 10 000 рублей не могут покидать страну. Только в нашем случае в расчеты приставов закралась ошибка: когда туристка поехала разбираться, оказалось, что к сумме ее долга прибавился лишний ноль, на самом деле ее долг составил всего 2800 рублей.
Юбилей был сорван. Для того чтобы присоединиться к детям, туристке пришлось доплачивать 400 долларов, решать проблемы с отелем и оператором. Кто это компенсирует? Понятно, когда турист опаздывает – это его проблема, когда туроператор аннулирует заявку по овербукингу – это его проблема, когда агент берет деньги и не оплачивает заявку ТО – это его проблема. Но кому предъявлять претензии в нашем случае – таможне, пограничникам? Чья это зона ответственности – правильно считать долги граждан?
В связи с этим случаем я бы хотела обсудить еще один аспект проблемы. Вот вы знаете все о своих задолженностях? Я – нет. Многие долги, какие-то платежные квитанции, извещения – они не доходят. Почта их просто не доносит. Раньше была пара удобных сайтов, но сейчас они не работают: все нужно смотреть на портале госуслуг, а вы знаете, как долго и муторно там регистрироваться – не у всех есть время на это. А сейчас майские праздники на носу, и с учетом нового закона-ограничения таких случаев наверняка будет много. Почему не доводят эти сведения до должников? И почему рядом с паспортным контролем не могут поставить, в конце концов, терминал, чтобы можно было оплатить на месте?