Как правило, агенты прекрасно осведомлены о всех визовых правилах и ограничениях для российских граждан. Не пугают и паспорта Украины, Белоруссии, других стран СНГ. Но как строить работу с теми, кто имеет двойное гражданство? И что делать в том случае, если клиент запутался сам и попал из-за этого в неприятную ситуацию на границе? Свой пример рассказал Владимир Павлин, генеральный директор агентства «Павлин Тревел».
«Клиентка обратилась к нам в поисках тура в Чехию, и мы предложили ей вариант с железнодорожным переездом. Ее все устроило, и она оставила заявку на недельный тур для двоих человек. Оказалось, что у ее спутника – двойное гражданство: Аргентины и России. Как гражданину Аргентины, ему не требуется виза в страны Шенгенского соглашения, как гражданину России – виза для транзита через Белоруссию. Но для благополучного выезда из Белоруссии, конечно, необходим российский паспорт.
Мы уведомили клиентку о визовых деталях, она сказала, что все в курсе, и все нормально. Все брони и другие документы мы оформляли на аргентинский паспорт ее спутника.
Однако в Бресте, когда у нашего клиента пограничники начали проверять документы, оказалось, что российский паспорт он попросту забыл дома. А в аргентинском документе нет даже отметки о втором – российском – гражданстве. В результате человек оказался в брестской тюрьме, и только благодаря личным связям удалось его оттуда вызволить. Очень повезло, что успели до отправления поезда, не пришлось ждать следующего и менять билеты.
Таким образом, выпустить из Белоруссии его выпустили, но проблема осталась – на обратном пути возникли бы те же сложности, и неизвестно, чем бы это закончилось. Поэтому вместо спокойного отдыха в Чехии с наступлением понедельника нашему клиенту пришлось получать визу в пражском консульстве республики Беларусь. Конечно, очень повезло с оператором, «Веди Тур Групп» - представители в Чехии постоянно помогали нашим клиентам, были с ними на связи, решали проблемы с посольством.
Обратный путь аргентинец-россиянин проделал уже с белорусской визой в паспорте, поэтому проблем уже не возникло. Но в этой ситуации несколько раз сработал фактор везения – смогли найти рычаги на белорусской стороне, отлично сработала принимающая компания оператора. Никаких претензий у клиентов не возникло.
А если бы тур был комбинированным, и проволочки с визой задержали бы клиентов в Праге? Не говоря уже о том, что весь отпуск клиент с двойным гражданством мог провести за решеткой в Бресте, что просто недопустимо.
Хотелось бы посоветоваться с коллегами – часто ли вам приходится сталкиваться с двойным гражданством у клиентов? Как действовать в таких случаях и как проследить, чтобы у клиентов были все документы? Чья вина в случае возникновения проблем – агентства или клиента?»