Имеет право?
Помощи зала просит владелец регионального турагентства, которому грозит крупный по нынешним временам убыток. Туроператор выставил ему штраф на полную стоимость тура, заявку на который клиенты аннулировали по причине того, что одно из юрлиц этого самого туроператора исключили из госреестра.
Не упоминаем имен и названий, чтобы не усугубить противоречий между участниками событий. Сам прецедент весьма важен – это может случиться с каждым.
Итак, слово турагенту.
«Сразу отмечу, что отношусь с уважением к туроператорам «с турецкими корнями» и сожалею о тех проблемах, с которыми они столкнулись накануне Нового года. Но штрафные санкции в данном случае считаю неоправданными.
Вот как было дело. Днём 30 декабря наши туристы забронировали тур на двоих стоимостью 85 тысяч рублей. Внесли 15 тысяч в качестве предоплаты, но перечислить её поставщику мы не успели из-за всех последующих событий.
Вечером того же дня было объявлено, что юрлицо, через которое проходила данная заявка, исключено из госреестра. Утром 31-го туроператор подтвердил нам бронь, но туристы попросили её аннулировать, не желая перечислять деньги юрлицу, в отношении которого государство применило такие санкции. Все СМИ со ссылкой на Ростуризм сообщали о том, что исключённые компании с 1 января не смогут осуществлять туроператорскую деятельность.
Мы сообщили поставщику об аннуляции заявки и были очень удивлены, что он в ответ выставил нам штраф на полную стоимость тура – 70 тысяч рублей. Аргументировал тем, что никаких оснований для отмены тура нет, поскольку все обязательства по договорам, заключённым до 1 января 2016 года, будут выполнены исключёнными юрлицами в полном объёме. На клиентов этот довод не подействовал. И согласитесь, их можно понять. Тем более что после многочисленных операторских банкротств доверие потребителей к туристическому бизнесу подорвано.
Но эти туристы, несмотря ни на что, хотели лететь в отпуск. И предложения других операторов их не устраивали по ценам. В итоге по просьбе туристов мы забронировали для них новый тур в ту же страну через другое юрлицо этого туроператора.
Клиенты благополучно улетели на отдых. А штраф так и висит на нашем турагентстве в системе поставщика.
У меня вопрос к юристам и коллегам-турагентам: есть ли в данном случае правовые и этические основания для взыскания с нас 85 тысяч рублей? Как нам действовать, чтобы избежать такого убытка, весьма серьёзного с учётом общей ситуации на рынке.
Я понимаю, что для крупного производителя туруслуг это незначительный случай, но для нас цена вопроса высока».