Что ждет турбизнес летом 2009-го?
Первый шок, вызванный обвалом спроса на туристические путевки, прошел. И теперь все участники рынка готовятся к лету, подстраиваясь под изменившуюся ситуацию. К чему готовиться, с чем следует смириться, а что можно изменить? Ответы на эти вопросы «ГЛ» постаралась дать, проанализировав итоги февральского семинара туроператоров и дилеров Сети ТБГ.
Сразу оговоримся: ни Сеть ТБГ, ни журнал «Горячая линия. Туризм» не собираются «учить жизни» читателей. Мы уверены, что профессионалы сами сделали необходимые выводы из кризисной ситуации. Тем интереснее будет сравнить их с размышлениями, которыми накануне летнего сезона поделились друг с другом туроператоры и дилеры ТБГ.
Снова специализация?
По разным оценкам, объем спроса на туруслуги сократится на 30–40, а возможно, и на 50%. Поэтому практически все крупные туроператоры вступают в лето с девизом: «Не время рисковать!». Если раньше они анонсировали все новые и новые направления, а на старых декларировали рост объемов на уровне 20–30%, то сейчас громких заявлений не слышно. Приоритетом стало сохранение позиций на ключевых направлениях. Как сказала Эллада Пескова, президент VKO Travel, несмотря на то, что известные туроператоры давно называют себя многопрофильными, у каждого из них есть базовое направление.
По ее словам, именно на нем логично сконцентрироваться в кризисный период. Во-первых, продукт отработан, а во-вторых, на «своей земле» проще договориться с хотельерами. «Владельцы гостиниц сейчас быстрее реагируют на пожелания партнеров, минимизируют штрафы, делают скидки. Поэтому туроператоры предлагают раннее бронирование, различные акции», – отметила г-жа Пескова. VKO в новом сезоне делает акцент на отдыхе для всей семьи в Испании, а также в Хорватии и Греции. Правда, есть и те, кто, наоборот, стремится к расширению. Тарас Кобищанов, генеральный директор «Русского Экспресса», пообещал, что его фирма представит на выставке MITT новое пляжное направление. «Компания развивалась на собственные средства, кредитов не брала. Возможно, раньше мы из-за этого отставали, но сейчас отсутствие долгов – наше преимущество», – добавил г-н Кобищанов.
Следствия для турагента
Уцелевших в кризис клиентов надо беречь, как зеницу ока, и ни в коем случае не дать им повода жалеть о деньгах, потраченных на отдых. Это значит, что важнейшим фактором выживаемости агентов станет выбор надежных партнеров. Но как определить, кто есть кто? Дмитрий Шевченко, генеральный директор ICS Travel Group, рекомендовал настороженно относиться к небольшим туроператорам, предлагающим подозрительно щедрую комиссию на весь сезон. «Правильные» спецпредложения даются только под определенный продукт и даты. Кстати, SPO от отелей, по мнению Дмитрия Шевченко, тоже нуждаются в фильтрации. «Сейчас многие будут себя продвигать. Но слишком низкие цены означают потерю в качестве. Не стоит рисковать репутацией, отправляя клиентов в копеечные отели», – считает эксперт.
Еще один фактор риска – это авиаперевозка. Приоритет следует отдать проверенным авиакомпаниям, с минимальной вероятностью сбоев в расписании.
«Не поливать рынки кровью»
Очень многое будет зависеть от того, удастся ли договориться туроператорам. Если хотя бы на одном массовом направлении образуется излишек авиаперевозки, это вызовет цепную реакцию спецпредложений по всему рынку. Хотя окончательные выводы по объемам авиапрограмм можно будет делать к апрелю, уже сейчас известен предполагаемый очаг нестабильности – это Греция. «Очень не хотелось бы поливать рынки кровью», – так накануне сезона прокомментировал ситуацию Андрей Кузнецов, президент ЮЖНОГО КРЕСТА. Он дал понять, что его компания открыта для диалога с конкурентами. Но в то же время готова и к войне до победного конца. По словам г-на Кузнецова, кризис – это как отлив: «море отойдет и все увидят, кто вошел в воду без штанов».
Очень интересная ситуация ожидается на рынке Испании. Напомним, что прошлым летом TEZ TOUR заполучил себе в партнеры бывшую принимающую сторону «Натали Турс», а значит, и контракты со многими популярными отелями. Резко «сдать назад» уже невозможно. По словам генерального директора TEZ TOUR Владимира Каганера, несмотря на кризис, туроператор поборется за увеличе-ние доли испанского рынка. Компания, скорее всего, откажется от чартеров в Реус и Жерону, зато на самом популярном направлении – барселонском – увеличит свое присутствие.
Следствия для турагента
Чем больше «горящего», тем труднее заработать агенту. «Прибыль с таких туров мифическая. Если продавать туры по $500, то комиссии хватит только на оплату услуг курьера. А клиенты потом еще десять лет будут вспоминать про бросовые цены», – отмечает Ирина Хакимова, директор агентства «Хит Сезона».
Точки опоры
Структура спроса на туры этим летом, вероятнее всего, изменится. Многие клиенты начнут экономить и будут выбирать отели подешевле. Как следствие, туроператоры пересматривают свой ассортимент, увеличивая предложение семейных отелей 3 и 4*. По словам Игоря Козлова, заместителя генерального директора «Асент Трэвел», его компания не стала подписывать контракты с теми хотельерами, которые не пошли на уступки по цене.
В то же время Тарас Кобищанов заметил, что для многих клиентов даже недорогие туры окажутся не по карману: «Экономичный сегмент пострадает сильнее всего. А вот клиенты, которые могут позволить себе дорогие поездки, по-прежнему будут отдыхать».
Другой точкой опоры, по мнению ряда экспертов, станет нишевой туризм. Илья Иткин, генеральный директор PAC Group, привел в пример рынок горнолыжных туров: за счет специфики целевой аудитории продажи минувшей зимой соответствовали прошлогоднему уровню. Летом должны выручить морские круизы, ведь приверженцы этого вида отдыха тоже считаются «возвратной» клиентурой, платежеспособность которой не вызывает сомнений .
Следствия для турагента
Уменьшение клиентской базы до предела обострит конкуренцию. Сами турагенты прогнозируют, что лето переживут только опытные продавцы, умеющие выполнять индивидуальные заказы и успевшие «обрасти» аудиторией платежеспособных клиентов. Выживанию поспособствуют также минимальные издержки (низкая арендная плата за офис или собственное помещение). Тем, кто открылся год-два назад, скорее всего, придется уйти с рынка.
Инструменты – в Интернет
Туроператоры стремятся дать агентам больше технологических и финансовых инструментов для привлечения и удержания клиентов. Все возрастающую роль играет Интернет. КАПИТАЛ ТУР, например, предоставляет доступ к глобальным системам бронирования и вообще всячески радеет за диверсификацию агентского бизнеса. Это дает возможность продавцу самостоятельно рассчитывать индивидуальные туры и заказывать сопутствующие услуги. А PAC Group позволяет розничным партнерам автоматически импортировать информацию со своего сайта. Таким образом, менеджер «не светит» перед клиентом логотипом туроператора и может спокойно показывать фотографии нужного отеля или программы туров на сайте агентства.
Следствия для турагента
Чем грозит турагенту новый виток интернетизации туризма? Единого мнения у экспертов по этому поводу нет. С одной стороны, действительно, доля клиентов, уже наработавших опыт заказа товаров и услуг через Интернет, постоянно увеличивается. И в условиях кризиса они вполне могут предпочесть самостоятельно организовать свое путешествие. Купить билет на сайте авиакомпании сейчас не проблема, списаться с отелями напрямую и сдать документы в визовый центр тоже не так уж трудно. На безвизовых направлениях и того проще. Некоторые туроператоры уже несколько сезонов подряд ведут онлайн-продажи готовых турпакетов непосредственно на своих сайтах. И сейчас этот бизнес имеет предпосылки к росту. В частности, такого мнения придерживается Эдуард Кузнецов, президент «Мегаполюс турс» (см. стр. 62). С другой стороны, сами туроператоры признают: чтобы разобраться в десятках и сотнях вариантов размещения большинству туристов все равно требуется помощь.
Регионы возвращаются в Москву
В течение последних нескольких лет в крупных городах России продолжалась экспансия столичных туроператоров. Но, так как туристический рынок сжался, уменьшится и количество прямой авиаперевозки из регионов. Например, из Самары, по словам экспертов, этим летом ожидается вдвое меньше рейсов. В Екатеринбурге и Ростове-на-Дону будет меньше вылетов в Европу: в частности, оптимизируется итальянское направление.
Следствия для турагента
Многим региональным туристам вновь придется летать на отдых из Москвы. Это, бесспорно, неудобно. Хотя бы каким-то утешением для них может служить только удешевление авиабилетов на регулярные рейсы. Например, перевозка на маршруте Красноярск – Москва – Красноярск в сравнении с прошлым годом подешевела вдвое: с 14–15 до 7–8 тыс. руб.
Реален ли онлайн?
Этот вопрос особенно актуален, так как очевидно, что туроператоры не будут рисковать, выкупая жесткие блоки мест в отелях в докризисных количествах. Особенно это касается таких направлений, где цены на размещение на новый сезон считаются завышенными (например, Хорватия). Уменьшение гарантированных квот может привести к тому, что возрастут сроки подтверждения заявок.
Следствия для турагента
Придется объяснять туристу, что для связи с туроператором требуется время. Впрочем самих агентов это не особо смущает. «Онлайн на таком направлении, как Хорватия, появился совсем недавно. И все равно приходилось ждать официального подтверждения – на это уходило до двух суток», – рассказала Ирина Хакимова.
Знать своего потребителя
В условиях кризиса палочкой-выручалочкой и для туроператоров, и для турагентов должна стать быстрота реакции и знание рынка. Эту мысль высказал Карен Гончаров, генеральный директор DSBW-TOURS-КОНТИНЕНТ. По его словам, специалисты должны быть готовы к любым неожиданностям. «Каким бы направлением мы ни занимались, в любой момент спрос может не оправдать наших ожиданий. Соответственно, выиграет тот, кто сумеет быстро перестроиться. А сделать это можно, только если хорошо знать своего потребителя», – отметил эксперт. Необходимо четко представлять, кто он, и не стесняться лишний раз напомнить о себе постоянному клиенту, послать открытку например. Для туроператоров еще более высокую значимость приобретает лояльность розничных партнеров. Поэтому многие компании сейчас усиливают кадрами соответствующие отделы. В Ланта-тур вояж, например, появились консультанты, которым можно задать вопросы по конкретным туристическим направлениям.
Сами агенты уже отмечают, что отношение к ним изменилось в лучшую сторону. «Раньше до многих партнеров было невозможно достучаться. Возникало желание получить фингарантию и самостоятельно заниматься операторской деятельностью. А сейчас нашим заявкам искренне рады: отзваниваются, благодарят за заказ», – отметила Ирина Марьюшкина, директор компании «Календарь». Так что кризис, встряхнув туризм, принес ему не только испытания.
Банкротства откладываются
Туроператоров выручил беспроцентный кредит
Кризис в России бушует уже седьмой месяц, однако пессимистичные прогнозы о неминуемом уходе с рынка кого-то из туристического «крупняка» пока не оправдываются. В кулуарах называют вероятную причину. Удержаться на плаву «помогли» иностранные партнеры. Не секрет, что с ними рассчитывались по итогам сезона. В условиях кризиса это привело к тому, что некоторые отечественные туроператоры (по понятным причинам эксперты отказываются называть их) до сих пор так и не расплатились за услуги, оказанные их туристам еще прошлым летом. Фактически, взяли кредит на льготных условиях. Как рассказал Александр Цандекиди, генеральный директор компании «Музенидис Трэвел», у принимающих компаний и хотельеров просто нет выбора: им приходится ждать и даже помогать своим должникам в получении максимально выгодных условий в отелях, чтобы у туроператоров была возможность расплатиться. «Никто не хочет фиксировать убытки», – добавил эксперт.
Как долго это может продолжаться? По мнению г-на Цандекиди, в каждом конкретном случае ответ будет зависеть от финансовых возможностей иностранных партнеров. А вот Владимир Каганер предполагает, что ясность наступит ближе к концу лета, когда снова настанет пора подводить финансовые итоги сезона. И с учетом того, что даже оптимисты прогнозируют 25-процентное снижение спроса, драматические события на рынке выездного туризма еще только предстоят…
Топ-5
Термины, вошедшие в нашу жизнь вместе с кризисом
1. Ликвидность банка – способность банка своевременно выполнять обязательства, превращать статьи своего актива в деньги для оплаты обязательств по пассиву.
2. Кассовый разрыв (дефицит) – недостаток наличных средств у предприятия, организации.
3. Валютный риск – опасность валютных потерь в результате изменения курса валюты цены к валюте платежа в период между подписанием контракта и проведением платежа по нему. Экспортер или кредитор несут убытки при понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа, получая меньшую реальную стоимость по сравнению с оговоренной в контракте. И наоборот, для импортера (или должника по займам) валютный риск возникает при повышении курса валюты цены (займа) к валюте платежа. Колебания валютных курсов приводят к обогащению одних компаний и к убыткам других – их контрагентов.
4. Бивалютная корзина – операционный ориентир курсовой политики Центрального банка России, введенный 1 февраля 2005 г. для определения реального курса рубля по отношению к основным валютам – доллару и евро. В момент введения бивалютная корзина складывалась из 0,1 евро и $0,9. Текущие значения установлены 8 февраля 2007 г.; бивалютная корзина состоит из 0,45 евро и $0,55.
5. Волатильность (с англ. volatility – «изменчивость») – финансовый показатель, характеризующий тенденцию рыночной цены или дохода, изменяющихся во времени. Является важнейшим финансовым показателем в управлении финансовыми рисками, где представляет собой меру риска использования финансового инструмента за заданный промежуток времени. Для расчета волатильности применяется статистический показатель выборочного стандартного отклонения, что позволяет инвесторам определить риск приобретения финансового инструмента.