Почему «все включено» хотят отменить и какие шансы это сделать?
В туриндустрии Турции время от времени вспыхивают жаркие дебаты – не пора ли свернуть all inclusive в отелях. Тему поднимали на недавней выставке в Анталье и вслед за этим в телеграм-канале «Крыша ТурДома». Мы решили разобраться, насколько реально отказаться от концепции, которая привела к бурному развитию туризма, вывела Турцию в разряд стран – лидеров пляжного отдыха и вообще зачем это нужно?
Чем не угодил all inclusive
Начнем с объяснений, почему все больше экспертов турецкого турбизнеса ставят под сомнение такой формат питания. (Речь идет прежде всего о нем, хотя сама система предполагает также организацию всевозможных сервисов и активностей для гостей.)
-
Первый аргумент – избыточное потребление: отели выбрасывают тонны продуктов, которые остаются на тарелках из-за того, что гости даже приблизительно не могут рассчитать размер порций. Раньше эта проблема не считалась критичной, а сейчас в условиях инфляции, высокой кредитной ставки и конкуренции расходы на еду существенно выросли.
-
Разбрасываться деньгами стало моветоном, ведь мы живем в эпоху осознанного потребления.
-
Сложности в развитии туристических территорий. Турецкие отели стали центрами притяжения для туристов, но за их пределы туристы обычно не выходят. За воротами этих оазисов отдыха инфраструктура слабо развита. Действительно, какой смысл идти по жаре куда-то на ужин, если он уже оплачен и после него в программе высококлассное шоу?
Последний аргумент, очевидно, заботит власти страны, ведь по показателям развития территорий они явно проигрывают конкурентам, где туризм развивался эволюционно. Это и Греция, и Испания и Италия. Здесь отели формата «все включено» скорее исключение, чем правило.
Пропуск в мир роскоши для народа
Чтобы ответить на вопрос, как так случилось, что all inclusive оказался для Турции решением, за счет которого страна на протяжении многих лет продолжает наращивать колоссальные объемы инкаминга и является лидером среди направлений туризма по массовости турпотока, обратимся к истории.
Авторами идеи беззаботного предоплаченного отпуска считают британского предпринимателя Билли Батлина и бельгийца Жерара Блица. В 1954 году она была реализована в проекте городков Club Med. А толчком для роста популярности стартапа послужил финансовый кризис в Америке. Предложение заплатить больше обычного, но получить в отпуске трехразовое питание, напитки, развлечения, оказалось очень привлекательным. Клабмедовский подход был рассчитан на состоятельных граждан. А предприниматели из Турции в 80-х его переосмыслили и сделали отдых all inclusive доступным для среднего класса, прежде всего немецких туристов, когда в Германии разрешили использовать соцпакет не только в собственных здравницах, но и в турецких отелях. За счёт такого финансирования и выгодных условий для инвесторов в Турции началась массовая застройка прибрежной зоны гостиницами на больших зеленых территориях. Цены на отдых в них оказались доступны даже тем, кто не помышлял о том, чтобы поехать в отпуск на море из-за нехватки денег. Очень быстро сарафанное радио и реклама Министерства туризма страны сделали свое дело – пляжный отдых на турецком берегу стал мейнстримом.
В конкуренции формат развивался, и в наше время уже европейские бренды учатся у предпринимателей из Турции, как внедрить all inclusive. Об этом в интервью HL говорил владелец отеля Cullinan Belek Музаффер Айгюн. В то же время флагманы турецкого гостеприимства все больше ориентируются на повышение чека и заинтересованы развивать luxury-сегмент. А гостиницы, рассчитанные на бюджетного туриста, наоборот, теряют спрос – высокая инфляция не позволяет им оставаться привлекательными для своей целевой аудитории: качество не соответствует цене.
Что русскому хорошо, то и всем остальным
По данным Министерства туризма Турции, только в сентябре 2025 года Анталью посетили 2 388 585 туристов, что является рекордом. И в целом показатели по прибытиям растут. Больше всего в Анталье туристов из России, Германии и Великобритании.
All inclusive стал визитной карточной Турции, и все разговоры о его возможной отмене вызывают у экспертов недоумение. «Изобилие еды и выпивки, море, солнце, пальмы – это символ рая, из которого можно вернуться, это символ достижения, пожалуй главный и самый доступный стимул удовольствия для подавляющего большинства людей. Это символ богатства, статуса», – говорит Роман Еремян, директор Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства. Он цитирует «Общество потребления» Жана Бодрийяра: «Только потребляя излишества, расточительно, человек чувствует себя живым, потому что именно в таком расточительстве он реализует свою социальную сущность, символически подтверждает свое существование и социальный статус».
И добавляет: «Полный стол в России – это символ невозможной мечты для общества, которое переживало массовый голод еще 60–80 лет назад. Надо понять, что если завтра люли перестанут потреблять “ненужное”, экономика просто развалится, потому что экономика массового потребления вся построена на концепции изобилия, расточительства и эмоциональной, а не рациональной мотивации».
Яна Муромова, заместитель гендиректора туроператора Anex, видит большие сложности в отказе от «все включено» хотя бы потому, что большинство потребителей имеют стойкое представление об этой концепции, и приучить их к обновленным форматам – непростая задача. Показательный пример – резкий рост негатива в адрес гостиниц, которые в период кризисов сокращали набор услуг или снижали качество. В таких ситуациях туристы не сдерживают возмущения даже из-за небольших отклонений от привычного уровня. Яна также обратила внимание на то, что питание по системе a la carte в качестве замены или дополнения к шведскому столу внедряется в luxury-отелях, и не из экономии средств, гостиницам она обходится дороже.
Еще один эксперт, к которому мы обратились за комментарием по поводу призыва отказаться от all inclusive, – Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров. Он назвал размышления на этот счёт фантазиями и поставил под сомнение компетентность тех, кто призывает отельеров пересмотреть принципы работы. Ведь у каждого отеля своя политика формирования цен. «К тому же рынок большой, отели разные, и кто-то из них волен работать в all inclusive, кто-то – в a la carte, это их собственное решение, которое они сами оплачивают».



