«Открытый Юг» бывает в несезон
По крайней мере две попытки сформировать полноценный турпакет на курорты России были предприняты нынешним летом. Первыми «выстрелили» амбициозные ребята из Сочи, договорившиеся с шестью пансионатами, а главное – с «Аэрофлотом», о скидках. Правда, не в высокий сезон, а с марта по конец июня. Акцию в рамках проекта «Большой Сочи» назвали «Открытый Юг». Цена недельного проживания (питание и комплекс оздоровителных процедур) с перелетом получилась заманчивой: где-то 16 тыс. руб. Несмотря на это, по признанию организаторов, результат оказался не то чтобы отрицательным, но скромнее ожидаемого: в Москве и Екатеринбурге пришлось столкнуться с переизбытком спроса на сочинские турпакеты, а вот в Самаре и Казани, наоборот, они оказались маловостребованными. Гендиректор «Большого Сочи» Валерий Сычев среди прочих причин «средненьких» результатов называет недостаточную активность сочинской администрации по продвижению турпродукта. Однако, например, гендиректор сочинской компании ТБК «Аэлита» Александра Сердюченко заметила, что ряд просчетов допустили сами организаторы: «При всем уважении к их патриотизму они запоздали с подготовкой к акции, из-за чего слабо сработала реклама. К тому же оставляют желать лучшего технические ресурсы, например отсутствие системы онлайн-бронирования, из-за чего крупные туроператоры не подключились к продажам сочинских турпакетов». Тем не менее Валерий Сычев со товарищи намерен продолжить программу «Открытый Юг» с 15 октября по 15 мая. «Аэрофлот» выдвигает привлекательные предложения по перевозке – порядка 7 тыс. рублей из Москвы и обратно», – сообщил он.
Туроператор – пятое колесо в телеге перевозчика
Илья Уманский, гендиректор туроператора по внутреннему туризму «Алеан», видит проблему формирования турпакетов на российские курорты гораздо глубже, нежели недостаток рекламы и слабость ресурсов.
По его убеждению, весь опыт формирования турпакетов на «наши» курорты – это скорее PR-мероприятия, нежели действительный переход к продаже пакетных туров. Прежде всего предоставление дешевых билетов невыгодно авиакомпаниям, для которых перевозка туристов на курорты без участия туроператоров – дело высокорентабельное, имеющее высокий спрос и, как следствие, заполненные самолеты. Поэтому на блочную продажу идут авиакомпании, находящиеся в нестабильном финансовом положении и готовые на все ради ранних денег. Или другой вариант: несколько блочных мест (как правило, не более десяти) на борту самолета надежной авиакомпании. Но такой объем «запакетированной» перевозки никак не может соответствовать количеству туристов, отправляющихся на отдых в тот же Краснодарский край, где ежегодно, по официальной статистике, отдыхает более 9 млн человек. Кроме того, цена блочных кресел должна существенно отличаться от стоимости билетов в кассе, чего в настоящее время не происходит. Чаще всего разница составляет 10–20%, которая почти полностью нивелируется, если реализация ведется через турагентскую сеть, комиссию которой необходимо заложить в стоимость тура.
«И хотя туроператорам не удается сформировать пакетные туры, которые соответствовали бы их аналогам на зарубежных направлениях, сделать это все равно придется. В противном случае им предстоит уйти с рынка, – считает эксперт. – Уже сейчас загрузка курортов Краснодарского края в основном обеспечивается за счет прямого клиента, а доля туроператоров составляет не более 10%. И этот процент будет, по всей видимости, сокращаться из-за прихода на рынок интернет-площадок вроде booking.com. Примером такого исхода может служить Подмосковье, где за последние годы участие туроператоров в продажах почти свелось к нулю».
Проблему же реализации программы «Открытый Юг» г-н Уманский видит в том, что никто не объяснил туристу, зачем ему ехать в Сочи в несезон. «Для того чтобы продавать отдых на курорте в период, когда море холодное, а погода непредсказуема, недостаточно одного бренда Сочи, необходимо вложить в эту программу какую-то идею», – поясняет эксперт.
Будущее – за монопрофильными?
Вторая попытка формирования полноценных турпакетов на курорты России (конкретно – на Ставрополье) сделана туроператором «Раена». Здесь утверждают, что им удалось заинтересовать и отельеров, и перевозчика в долгосрочной круглогодичной программе с перелетами в Кавминводы. Их будет обеспечивать компания «Якутия». На первых порах с вылетами только из Москвы, в дальнейшем – из регионов со стыковками в столице. Гендиректор «Раены» Олег Мельник заверяет, что «пакетный» отдых обходится туристам на 25–30% дешевле, чем разрозненные услуги, а долговременное сотрудничество с перевозчиком приведет к взаимоотношениям, которые позволят выставить еще более привлекательные цены. С утверждением, что отельерам в принципе не нужна туроператорская «прокладка», он не согласен. «Отели могут предложить только себя, тогда как агентства и их клиентов интересуют варианты на всем курорте. Плюс организация перевозки, плюс бюджеты на рекламу с нашей стороны», – пояснил Олег Мельник. Интересен подход руководства «Раены» к принципам сотрудничества с объектами размещения. Вопреки тенденции рынка в будущем они собираются работать с отелями и здравницами только на условиях жестких блоков, что в данном случае выгоднее элотмента. Дело в том, что «Раена», наверное, единственный монопрофильный оператор, занимающийся только одним направлением. Поэтому многие отельеры на курортах Ставрополья готовы предоставить ему эксклюзив.
Не только самолеты
А вот Людмила Сысойкина, замгендиректора «Солвекс-Трэвел», солидарна с Ильей Уманским в том плане, что создание пакетных туров по России процесс нужный, но пока, к сожалению, бесперспективный. «Говоря о внутреннем туризме, я бы не ограничивалась только массовыми курортами Черноморского побережья или Кавминвод. Есть Балтийское побережье, уникальные Белокуриха на Алтае и Усть-Качка в Пермском крае, да много еще чего. Мы вообще упускаем из виду экскурсионный туризм, горнолыжный, активный, детский наконец. Доступность (вернее, недоступность) мест или видов туризма определяется чаще всего ценой транспортных услуг. «Пакетирование» туров имеет смысл только на потоке. При этом он должен быть регулярным в течение всего сезона. Иначе мы не сможем заинтересовать ни одного перевозчика, да и отельера». Г-жа Сысойкина признает, что от авиакомпаний время от времени поступают предложения поставить чартер на какой-нибудь российский курорт. Но при этом никого не интересует, кто будет нести риски. «Наша компания формировала пакетные туры в Адлер из Москвы начиная с 2002 года. И никогда, даже в самые удачные периоды, количество туристов, воспользовавшихся пакетными турами, не превышало 20% от общего числа клиентов, отправлявшихся на отдых в Сочи и Абхазию. Туристам из регионов это было не совсем удобно, несмотря на очень хорошие цены», – привела пример эксперт.
По ее мнению, еще больше пессимизма вызывает пакетирование на основе ж/д перевозки. Механизма сотрудничества с железнодорожниками попросту нет. Технология работы, сроки бронирования и подачи списков и, наконец, тарифы не выдерживают никакой критики. А теперь еще и посредник в лице «РЖД Тур». Напомним, с весны Федеральная пассажирская компания (ФПК, структура РЖД) стала отправлять заявки туроператоров тоже в туроператорскую компанию «РЖД Тур» («дочку» ФПК), в дальнейшем намереваясь полностью передать ей полномочия по заключению договоров с ТО на туристическую перевозку. Сейчас мзда «РЖД Тур» составляет от 300 до 750 рублей.
Эксперты считают, что наиболее удачный опыт формирования турпакетов демонстрируют автобусные туры в силу их бюджетности. Но и здесь свои проблемы: плохие дороги, аварийность, отсутствие комфорта. По мере роста частного автопарка и этот сегмент стагнирует.
Итак, резюме к высказанным мнениям: оптимизм вселяет сам факт постановки вопроса о выживаемости большого сегмента туррынка самими его участниками. А как известно, правильно поставленный вопрос – это уже половина правильного ответа.