Номер «ГЛ», закрывающий уходящий год, по традиции украшает рубрика «Песня года». Это подборка заметок на самые приметные события в отрасли, которые отражались на страницах «ГЛ», в онлайн-журнале HotLine.travel, в новостях портала www.TourDom.ru. Как всегда, текст приводится с подходящим «музыкальным сопровождением» – куплетами из песен разных лет, авторов и исполнителей.
Начнем с Олимпиады-2014 в Сочи.
Замерли вокруг люди,
Светятся экраны теле…
Верьте, что рекорд будет!
Знайте, мы близки к цели!
Александра Пахмутова, Николай Добронравов. «Герои спорта»
Весь год город-курорт Сочи представлял из себя комсомольскую стройку. Местные туристические компании терпели пыль, грохот и убытки. Но сжимали зубы – грядущая Олимпиада сулит хорошие компенсации, а постолимпийский период – просто манну небесную.
Заполнение новеньких отелей, организацию блочной перевозки уже изъявили желание обеспечить сразу два «федеральных» мультиоператора – «Библио Глобус» и Coral Travel. А вот туроператоры, нацелившиеся на продажи непосредственно Игр, пребывали в унынии. Эксклюзивное право на реализацию турпакетов с билетами на спортивные мероприятия традиционно принадлежит американской компании Jet Set Sports.
Цены на ее сайте заоблачные: билеты на четыре матча по хоккею, включая финал плюс пять дней в отеле 3* с завтраками, – 266 642 рубля.
Российские туроператоры, мягко говоря, удивлены такой стоимостью услуг официального поставщика Игр. По их оценкам, 3–4-дневный турпакет на Олимпиаду, включающий бюджетное размещение и посещение нескольких соревнований, вполне реально реализовывать по цене от 30–40 тыс. рублей без учета перевозки.
Для отправки туристов своими силами туроператорам необходимо заключить специальное соглашение с Олимпийским комитетом. Требования к поставщикам турпродукта предъявляются очень жесткие.
Например, обязательно наличие англоязычного сайта, колл-центра с не менее чем восемью сотрудниками, владеющими как минимум четырьмя языками, и другое.
Поэтому есть такие ТО, кто просто отказался менять схему привычного бизнеса ради трех олимпийских недель. Другие действуют, так сказать, не мытьем, так катаньем. «Свой ТТ» (принимающая структура TUI) выиграл тендер на размещение семи круизных лайнеров в портах Сочи (собственно морской порт и Имеретинская бухта) на время проведения Олимпиады, на которых будет организовано проживание гостей и участников Игр. Любопытно, что среди разношерстной флотилии присутствуют два парома петербургской компании St. Peter Line (Princess Maria и Princess Anastasia), которые в феврале совершат героический переход из северных широт в Черное море, слава богу, без пассажиров на борту. Каюты на судах флотилии – пожалуй, самый бюджетный вариант размещения: от 1800 руб. в сутки.
А вот размещение гостей Олимпиады в городской черте и на близлежащих горнолыжных курортах – отдельная тема. Премьер Дмитрий Медведев распорядился заморозить цены на проживание в гостиницах Сочи (а заодно тарифы на транспорт и почему-то на химчистку). Таким образом, верхний предел размещения в номере высшей категории замер на 14 тыс. рублей, в отелях 1–2* – 4,6 тыс. на двоих.
Недовольство выразили прежде всего владельцы частных гостевых домов, которые сдают более пяти комнат. Им пришлось пройти сертификацию и получить «звезды»
со всеми вытекающими бюрократическими и финансовыми последствиями. Участники отельного рынка также отмечают минимальные штрафы в случае аннуляции брони, притом что до ноября отсутствовали гарантии заполнения номеров. Они просто не поступали в продажу, так как чиновники Олимпийского комитета не могли посчитать, скольких участников соревнований, обслуживающего персонала, аккредитованных журналистов и т. д. необходимо будет принять и расселить. С 1 ноября места начали появляться. Туроператорам посыпались предложения по резервации. Но те не спешили: во-первых, цены, во-вторых,
долгое время в продажу не поступали билеты на спортивные мероприятия, а без них невозможно получение паспорта болельщика, без которого в период Олимпиады на соревнования просто не пустят.
Но ближе к декабрю все более-менее нормализовалось. В Сочи и Москве заработали центры билетных продаж. По состоянию на конец ноября, как сообщили в Олимпийском комитете, было продано 60% билетов на соревнования, причем квота для российских болельщиков – 70% от общего количества.