В рубрике «Песня года» в декабрьском номере «ГЛ» редакция по традиции вспоминает наиболее значимые туристические события, привлекшие всеобщее внимание в уходящем году. Одним из них стало снижении агентской комиссии. Чем закончилась история, какова ситуация по состоянию на сегодняшний день?
Против скидок и за рентабельность
В апреле TEZ Tour объявил об изменении условий предоставления комиссионного вознаграждения. С 1 июня его максимально возможный размер для всех ограничивается 12% (ранее – 13%, по заверениям руководства компании, агентства же говорили о 14%). Главной целью была объявлена борьба со скидками, которые щедро раздавали агентства. Впрочем, руководство компании не скрывало и меркантильную цель – повышение рентабельности бизнеса.
Урезанием комиссии реформы не ограничились. В июне туроператор объявил: партнерам, желающим продолжить работу на условиях агентского договора, необходимо внести 10%-ный возвратный депозит, определяемый исходя из среднемесячного оборота. Эта норма была навеяна изменениями в законодательстве, в результате которых на туроператоров фактически легла ответственность за работу агентов.
Действия TEZ Tour агенты восприняли двояко. Одни отнеслись с пониманием: туроператор вправе предлагать те условия, которые считает нужными. Другие и слышать не хотели никаких аргументов, предрекая TEZ Tour обвал продаж и потерю агентской базы.
По истечении полугода, в ноябре, гендиректор компании Владимир Каганер признался, что часть партнеров действительно сократила сотрудничество. Но пришли другие. Причем есть и такие, кто понял, что погорячился, и вернулся под крыло «ТЕЗа». Это было видно и по рейтингам предпочтений сотрудничества: в сентябре котировка компании по ряду летних направлений снизилась, но уже в ноябре в прогнозном исследовании на зиму туроператор получил прирост агентских симпатий. «Ожидаемый экономический эффект был достигнут», – подвел итог реформы г-н Каганер.
Переманить у конкурента или очистить рынок
С самого начала было понятно, что глубина и охват начатых преобразований будут зависеть не только от умения руководства TEZ Tour разъяснить партнерам суть изменений и качества предложенного «пряника» (а он был – агентствам ведь разрешили конвертировать накопленные бонусы в деньги, оплачивать ими туры. – Ред.). Многое зависело от реакции других крупных туроператоров. Перед ними встал выбор: что делать? Переманить розничных партнеров конкурента? Или разделить с ним его цели, попытаться «очистить» агентский рынок?
Как выяснилось по итогам общения с агентствами, TEZ Tour не одинок. Идея минимизации рисков проявилась, например, в действиях «Пегас Туристик». Летом он активно предлагал партнерам «контракт» вместо агентского договора, а в июле под лозунгом борьбы с непрозрачными субагентскими схемами даже отключил от системы бронирования две крупных сети – «РоссТур» и «География». «Пегас Туристик» называли и в числе операторов, «порезавших» комиссию на 1–2%. Кроме него в списке фигурировали «Анекс Тур», Coral Travel и Sunmar, ICS Travel group.
Впрочем, действовали они избирательно. Например, в одном из центров бронирования сообщили, что летом «Пегас Туристик» известил их о снижении комиссии, но затем передумал. А в другом, оказавшемся в числе «отключенных» от системы, корреспонденту «ГЛ» рассказали, что в итоге с «Пегасом» договорились и продолжают работу. Вопрос, как оказалось, был технический: туроператор просто хотел видеть, какая точка забронировала тот или иной тур. Проблему решили за счет выделения дополнительных логинов-паролей. «Видимо, туроператоры понимают, что без центров бронирования им работать труднее. Мы избавляем их от 80% глупых вопросов от турагентов, а самое главное – даем объем. Те, кто срезает 1–2% комиссии, потом вынуждены нести дополнительные издержки, расширяя штат для обработки заявок», – считает Мария Чупина, директор по развитию сети «РоссТур». А ее коллега из ЦБ «Онлайн-вояж» Вячеслав Постников добавил: «Если кто-то снижает комиссию, найдется кто-то другой, кто предложит лучшие условия».
Одни почистили базу, другие догнались бонусами
Вообще, из общения с участниками рынка складывается впечатление, что каждая сторона в итоге осталась при своих. Туроператоры «почистили базу», турагенты – даже потеряв 1–2% комиссии – «догнались» за счет разного рода дополнительных бонусов, которые предложили сами же туроператоры. И у всех все хорошо. «Я в декабре была в директорском туре TEZ Tour и видела там тех же коллег-агентов, которые являются лидерами продаж у всех крупных ТО», – подвела итог Стелла Шукаева, генеральный директор компании «Квадра».