Туроператоры – о депозитах, договорах купли-продажи и прочих драконовских мерах
«От имени и по…». Вид сбоку
После реформы розничный рынок как был, так и остался вне всякого государственного регулирования, но законодатель не отказался от попыток возложить всю ответственность за косяки турагентств на их поставщиков. В последней редакции ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» читаем: «Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени» (ч. 5 ст. 9). Эта формулировка дословно повторяется в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. с дополнительным комментарием, что туроператор всегда отвечает за неоказание или ненадлежащее оказание туруслуг, «независимо от того, кем они должны были оказываться».
Звучит угрожающе, но само по себе ничего не меняет. Ведь в законе не сказано, как именно должны быть юридически скреплены отношения между производителем и посредником в туризме. Например, туроператору никто не мешает отказаться от агентского соглашения и настоять на заключении старого доброго договора купли-продажи, по которому турпродукт переходит в собственность посредника и тот формально отвечает перед потребителем за все.
Остается и множество других, гораздо более витиеватых договорных схем, позволяющих размыть зоны ответственности ТО и ТА. Только неизвестно, будут ли они работать на деле. Вопрос в том, как сложится правоприменительная практика. Адвокат Илья Тугуев отмечает, что были случаи, когда суды, вникнув в содержание договоров купли-продажи, признавали их по сути агентскими и взыскивали с ТО по полной программе. А сейчас, по мнению многих участников рынка, есть очевидный государственный курс: за все в ответе туроператор. И очень вероятно, что именно из этого посыла будут исходить суды при разрешении потребительских конфликтов, а специфика договорных отношений между участниками процесса вообще утратит значение.
Соломка тонким слоем
Итак, правила игры опять невнятны, что же остается туроператорам? Попытаться хоть как-то застраховать себя от непрофессиональных и недобросовестных ТА, но не оттолкнуть при этом остальных дистрибьюторов. TEZ Tour, например, еще в июне предложил партнерам внести депозит – 10% от прошлогоднего среднемесячного объема продаж. Либо перейти с агентского договора на куплю-продажу.
Мало чем этот депозит поможет туроператору. В частности, Александр Мкртчян, директор турфирмы «Розовый Слон» (Ростов-на-Дону), подсчитал, что для его компании депозит составит порядка 50 тыс. рублей. Сумма среднего потребительского иска выше.
Очевидно, что TEZ всего лишь чистит свою агентскую сеть от совсем слабых посредников и случайных партнеров, которые присылают по паре заявок в год. «А заодно получает дополнительные оборотные средства», – язвят «доброжелатели».
Вторая мера самозащиты туроператоров – отказ работать с субагентами. Самый категоричный и последовательный противник этой практики – «Пегас Туристик». Гендиректор компании Анна Подгорная считает, что многослойные посреднические прокладки надо выявлять и устранять. Ведь прямых агентов еще можно как-то контролировать, а вот когда бронирование идет через десятые руки, то потом туроператору придется отвечать перед потребителями за совершенно неизвестных ему продавцов.
Есть и альтернативная точка зрения. В частности, «Натали Турс» когда-то целенаправленно насаждала субагентскую схему продаж и практикует ее до сих пор, хотя уже в меньших масштабах. С точки зрения Олега Хигера, директора по продажам компании, эта система сбыта сама по себе не является опасной, равно как и депозиты как таковые ни от чего не страхуют туроператора. (Кстати, «Натали» еще несколько лет назад ввела фиксированные возвратные депозиты для новых партнеров – сначала 30, позже 50 тыс. рублей). «Для ТО существует только один способ оградить себя от дилетантов и недобросовестных ТА, – говорит г-н Хигер, – надо постоянно отслеживать финансовую дисциплину дистрибьюторов».
Анна Подгорная с этим согласна. Сейчас в «Пегасе» идет ревизия партнерской базы, и некоторым компаниям предлагают перейти с агентского соглашения на договор купли-продажи. Речь идет о тех дистрибьюторах, кто неаккуратно присылает отчеты агента (а значит, работает вчерную) или же некорректно продает продукт, чем навлекает судебные иски на себя и поставщика.
Понятно, что депозиты, изменение договорной практики, чистка агентских рядов – меры крайне непопулярные.