Эксперты – о перспективах сезона в Греции
Вот парадокс: Греция сейчас на грани дефолта, но туристическая индустрия страны переживает ренессанс. От клиентов из Западной Европы просто нет отбоя, все чаще приезжают гости из Азии, США. Турпоток из России, напротив, ожидаемо падает. Чего при таком раскладе ждать в сезоне от греческих отельеров? Будут ли тотальные стоп-сейлы? Овербукинг? Повышение цен?
Откуда такой спрос
Туристический спрос на Грецию в мире растет под влиянием целого ряда факторов.
Так, на европейцев по большей части влияет политическая ситуация – многие из них сейчас отказываются от поездок на привычные курорты мусульманских стран, ищут альтернативу и часто делают выбор в пользу Греции. Миграция турпотоков началась прошлым летом, резко активизировалась после январского теракта в Париже и продолжится еще какое-то время, говорит директор по маркетингу TUI Russia Ивор Вукелик.
Надо отметить, что отношения между самой Грецией и ЕС в данный момент тоже далеки от идиллии, Афины грозят дефолтом по внешним долгам. И стоит лидерам страны обменяться резкими высказываниями, скажем, с коллегами из Германии, как моментально снижается количество заявок от немецких туристов, отмечают эксперты гостиничного рынка. Но проходит несколько дней – и продажи снова идут в рост. Ведь именно Греция, как ни крути, сейчас предлагает оптимальное соотношение цены и качества отдыха для европейца со средним бюджетом.
Турпотоки из Азии и США растут главным образом под влиянием процессов на валютном рынке. На фоне снижения курса евро по отношению к доллару поездки в Грецию стали весьма привлекательными для китайцев, японцев, американцев – даже с учетом необходимых затрат на длительный перелет.
Бронируют как сумасшедшие
В результате греческие отельеры сами в легком шоке от динамики бронирований.
«Мой знакомый, хозяин афинской гостиницы 3*, удивляется: дал в GDS сумасшедшую цену – 300 евро в сутки за номер, – и продается!»
– говорит гендиректор компании «Пантеон» Анатолий Гаркушин. Это не редкость. Во многих отелях прямые интернет-продажи зашкаливают, и управляющие специально ставят «заградительные» цены, чтобы остановить поток заявок от частных клиентов. Ведь надо еще выполнять перед операторами обязательства по квотам. Но при нынешней конъюнктуре рынка турпоток порой ломает даже тарифные барьеры, утверждают владельцы гостиниц.
Впрочем, они могут отчасти приукрашивать действительность, отмечают наблюдатели. Кроме того, ситуация с продажами во многом зависит от специфики регионов. «В США, например, популярны Афины, Миконос, Санторини, и там сейчас возможен заметный рост спроса со стороны американцев, – говорит Димитрис Харитидис, управляющий директор TEZ TOUR (Греция). – А вот на курортах, которые много лет ориентировались на российскую клиентуру (это, в частности, Крит, Родос), такой повсеместной эйфории не заметно». Точнее, там тоже много отельеров, у которых все очень хорошо. Но есть и такие, кто только так думал. «Сейчас, уже накануне сезона, ко мне обратились управляющие двух гостиниц, которые были в эксклюзиве у крупных российских туроператоров, – отметил г-н Харитидис. – Предлагают сотрудничать».
Россия. Минус 40
Каковы же перспективы Греции на российском туристическом рынке в сезоне – 2014? «Сеть GRECOTEL изначально закладывала в бизнес-план 50-процентное снижение продаж в нашей стране, – говорит Оксана Никитюк. – Первые выводы можно будет делать, когда подведем итоги акций раннего бронирования, завершившихся в конце марта. Пока у меня есть ощущение, что сокращение количества заявок меньше ожидаемого». Как полагают Анатолий Гаркушин и Димитрис Харитидис, по итогам сезона
Греция получит на 40% меньше российских туристов, чем год назад. Хотя бы уже потому, что в такой пропорции сократился общий объем перевозки на направлении.
Гендиректор «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди считает, что «надо готовиться к напряженному сезону: у туроператоров, которые вели гостиничный контрактинг в Греции по принципу максимальной экономии, могут возникнуть проблемы с подтверждением гостиниц».
Вообще переговоры с отельерами начались еще летом – 2014, когда массово банкротились российские турфирмы, но резкой девальвации рубля еще никто не предвидел. Кто погнался тогда за высвободившимися «долями рынка», тот подписал очень рисковые контракты. Многие не смогли выбрать депозиты по коммитментам за прошлое лето, и отельеры перезачли их на сезон – 2015, однако с условием новых предоплат и новых жестких квот. Но общим трендом контрактинга было сокращение рисков. «В наиболее благоприятной ситуации сейчас те игроки, кто взял востребованные емкости на условиях элотментов, но в целом обеспечил свои транспортные емкости номерным фондом», – считает Анатолий Гаркушин.
Какова вероятность овербукинга в отелях? По мнению экспертов, в прошлом сезоне его удалось избежать только потому, что в августе выбыла из игры целая группа российских туроператоров. Управляющие гостиниц были просто не готовы к такому наплыву европейцев и перезаложились по бронированиям процентов на 20–25. В этом сезоне они подошли к планированию загрузки осторожнее, и серийных случаев переселения гостей не предвидится, говорят специалисты турфирм.
Что же касается цен, то повышения можно ждать лишь по итогам сезона 2015 года – в ходе переговоров о сотрудничестве на следующее лето. Среди предпринимателей Греции нет единого мнения о том, надо ли бороться за клиентуру из России.
«Сейчас со стороны коллег, занятых в туризме, можно заметить некоторое охлаждение к российскому рынку, – говорит Александрос Ангелопулос, вице-президент сети Aldemar Resorts. – Я предостерегаю их от этого. Как бы ни складывались обстоятельства, будущее принадлежит европейским и евроазиатским быстроразвивающимся странам».