Чего ждать и чего ждут от нового министра по туризму?
В туротрасли Крыма кадровые перестановки. Пост министра курортов и туризма республики покинул Сергей Стрельбицкий, а вместо него пришел новый человек из другой сферы. С чем связано такое решение в разгар сезона, чего ждать от нового назначения и чем запомнился теперь уже бывший министр?
Крым зазвучит
В пятницу, 7 июля, парламент Крыма назначил министром курортов и туризма Вадима Волченко, а об отставке Сергея Стрельбицкого накануне у себя на странице в Фейсбуке заявил глава республики Сергей Аксёнов.
Самой очевидной причиной отставки министра называют критику в СМИ по подготовке крымских пляжей к курортному сезону, падение турпотока более чем на 4 %. «Сергею Валентиновичу не хватало жесткости. К сожалению, без определенных черт характера, связанных с возможностью заставить и научить своих подчиненных работать, сегодня достичь результата невозможно. Он очень много сделал для развития туризма, много полезных вещей предложил, но я не могу сам обходить пляжи, смотреть, как проводится уборка, как таблички повешены», – заявил Сергей Аксёнов журналистам перед сессией, где рассматривались кадровые вопросы.
Несмотря на критику Сергея Стрельбицкого, туротрасль отнеслась к новости о новом назначении довольно скептически.
«Это, скорее, чиновничья интрига. В принципе она не имеет отношения к качеству работы министра или к курортному сезону», – комментирует президент группы компаний «Кандагар» Борис Зелинский.
Этого мнения придерживается и генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян. «Сергей Стрельбицкий был туристической «косточкой», сам из Евпатории и возглавлял турагентство, всем сердцем болел за дело и показал себя как профессионал высочайшего уровня. Не исключаю, что его увольнение стало следствием «протокольных» игр», – предполагает он.
Сергея Стрельбицкого на рынке оценивают как компетентного, активного человека, а вот Вадим Волченко, который должен привнести новую энергию в отрасль, для турбизнеса личность малознакомая. Карьера Вадима Волченко практически полностью связана с информационной политикой, сейчас он является экспертом отделения ОНФ в Крыму и руководителем регионального представительства МИА «Россия сегодня». И, скорее всего, в своей работе он займется в первую очередь продвижением и маркетинговым позиционированием Крыма как туристического региона. Но одной рекламой с места не сдвинешься.
Первоочередные задачи
Эксперты не ждут быстрых перемен и напоминают о целом ряде нерешенных проблем Крыма. Во-первых, плохая транспортная доступность. По стоимости авиаперелет из регионов России в Крым зачастую сопоставим с недельным отдыхом в Турции. Решить ее только лишь за счет наращивания авиаперевозки, дотаций или налоговых льгот авиакомпаниям нельзя – так как пропускная способность единственного гражданского аэропорта ограничена.
Во-вторых, представители туриндустрии хотят, чтобы не на словах, а на деле был создан благоприятный инвестиционный климат в Крыму. Инвесторы не хотят вкладываться в строительство отелей, пока не решены инфраструктурные проблемы с коммуникациями, канализацией, энергоснабжением, берегоукрепительными и очистными сооружениями, дорогами на курорте.
Кроме того, развитию бизнеса мешают огромные ставки по кредитам.
В-третьих, надо остановить рост коммунальных тарифов, аренды земли, который заставляет местных отельеров в целях выживания повышать цены на размещение. При этом частный сектор, в котором, по оценке специалистов, останавливается не менее 80 % туристов, остается в тени.
Сможет ли хоть как-то продвинуться в решении этих проблем человек, не имеющий опыт работы в отрасли? Наблюдатели сомневаются. «Смена в середине сезона руководителя – в принципе нелогичное решение. Я думаю, это попытка списать на кого-то неудачный сезон. В любом случае, вступая в новую должность, любой человек, даже понимающий проблемы отрасли и разбирающийся в ее специфике, всё равно должен какой-то период времени разобраться, что происходит. Это необходимо, чтобы принимать осмысленные и эффективные решения. В данном случае человек не из туротрасли и разбираться, соответственно, будет еще дольше. Не вижу ничего позитивного в этом решении», – прокомментировал анонимно эксперт.
От перестановки мест министров количество туристов не увеличится, считают на рынке. «У нашего министерства, к сожалению, практически нет полномочий, чтобы как-то влиять на экономические показатели сезона», – комментирует Борис Зелинский.
«Министр, скорее, выполняет функции пресс-секретаря по туризму, степень его реального влияния на турпотоки, следует признать, очень мала. В частности, он не в силах повлиять на погоду и отстроить всю необходимую курортную инфраструктуру в отсутствии Керченского моста – ресурсов у Крыма пока не хватает», – солидарен с коллегой Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин».