Бизнес-этика в условиях кризиса
В марте на форуме www.TourDom.ru обсуждали этичность действий компании «Русский Экспресс», которая предложила агентам, пострадавшим от сбоя в работе туроператора «Альтус», комиссию в 15% на период с 12.03.2009 по 15.09.2009. Одни участники дискуссии одобрили эту инициативу, а другие выступили против – дескать, игрок пользуется неудачей конкурента, чтобы переманить его партнеров.
«Если б мы действительно хотели пополнить базу, то сделали бы предложение всем агентам «Альтуса», а не только реально пострадавшим, – комментирует для «ГЛ» директор по маркетингу и продажам «Русского Экспресса» Виктория Иванова. – А основанием для получения повышенной комиссии является подтверждение о невозможности выполнения этим оператором своих обязательств по отношению к клиентам ТА. Наши юристы в каждом конкретном случае анализируют, действительно ли данное агентство может рассчитывать на нашу поддержку. В течение же всего сезона предложение действует, поскольку потери розничных компаний достаточно велики, их не возместить одномоментной скидкой».
Агенты, купившие туры у «Альтуса» и вынужденные затем бронировать их повторно, также не видят криминала в действиях «Русского Экспресса». «Мы обратились к оператору еще до того, как он объявил о повышении комиссии, – говорит исполнительный директор воронежской компании «Сервис-клуб» Галина Князева. – И было приятно получить потом дополнительные 5% – так мы смогли хоть что-то компенсировать».
Тарас Кобищанов, генеральный директор «Русского Экспресса», добавил, что агентства нуждаются в защите от последствий сбоев в работе туроператоров. «Если страховая компания откажется компенсировать потери клиента, придравшись, скажем, к неправильно оформленным финансовым документам, то агент ничем не защищен», – пояснил эксперт. По его словам, в Европе в таких случаях помощь оказывают саморегулируемые ассоциации туроператоров и агентств.