Турагенту, как саперу, для сохранения позитивного отношения к жизни надо быть фаталистом. И принять как данность: рыночная среда к нему по определению агрессивна. Ведь даже договорные отношения в нашем бизнесе бросают розничную компанию в никуда: ее отношения с поставщиками регулируются Гражданским кодексом, а с клиентами – Законом «О защите прав потребителей». А значит, она в ответе всегда и за все. И я на этом минном поле вижу для турагентства только один путь: сводить количество поставщиков к минимуму. В идеале – к цифре «1».
Юрий Григорьев, участник дискуссии, генеральный директор сети турагентств «Орко-тур»
Ассортимент предложений во всех моих розничных компаниях строится по формуле «80 х 20». То есть 80% туров (а в отдельные периоды – и больше) мы бронируем у базового поставщика, под брендом которого работаем, а остальное добираем у других производителей. Наш приоритетный партнер никогда не навязывал нам такую систему, она была выбрана только из соображений эффективности. Подняв долю «посторонних» туроператоров, мы рискуем недозаработать, а фокусируя турпотоки, наоборот, получаем максимальные бонусы. Впрочем, не буду рассказывать здесь о несомненных коммерческих выгодах туроператорского франчайзинга, это уже убедительно сделала моя коллега из компании «Кариатида» (см. стр. 32), хотя она считает для себя уход под чью-то вывеску категорически неприемлемым. Мотивировка такая: складывать яйца в одну корзину опасно. Однако я считаю, что на туристическом рынке данная аксиома работает с точностью до наоборот. Видите ли, в чем дело: если вы выбираете эту самую единственную корзину, то имеете возможность изучить ее и тщательно проверить на прочность. А теперь представьте, что у вас их десяток. Когда в одной образуется прореха, вы вполне можете этого и не заметить. Иными словами, отслеживать положение дел у базового поставщика гораздо проще, чем у многих партнеров. Я к этому пришел опытным путем. Но может случиться так, что весь рынок приведут к такой же системе работы грядущие законодательные изменения. Вы наверняка слышали о том, что рассматривается возможность вменить турагентам в обязанность заключать с клиентами договоры от имени и по поручению туроператоров, то есть на их бланках. Цель состоит в том, чтобы производитель туруслуг нес стопроцентную ответственность перед потребителем на случай любых проблем. Но при каких условиях поставщик будет готов передать розничным партнерам пачки своих договоров с печатями? Только если это проверенные дистрибьюторы, которые направляют ему львиную долю своих турпотоков. И даже им, скорее всего, будет предложено вносить крупные депозиты. Заморозить энную сумму у базового ТО для агента… нежелательно, однако реально. А вот если поставщиков несколько и каждый требует финансового обеспечения, то волей-неволей придется сосредоточиться на ком-то одном. И в любом случае опять мы придем к тому, что туроператоры начнут перекладывать свои вновь появившиеся коммерческие риски на розничных партнеров. Если эту законодательную инициативу реализуют, то в случае краха производителя его агент будет терять еще и тот самый депозит, и, как обычно, решать проблемы клиентов. Поэтому никто никогда не снимет с нас обязанности проводить постоянный мониторинг рынка. С миноискателем обследовать партнеров-туроператоров в поисках «взрывных устройств». Для меня лучший инструмент для этого – «Курилка» на www.TourDom.ru. Бываю там регулярно и всегда убеждаюсь, что профессиональный форум первым откликается на любые события в деятельности туроператоров, заслуживающие внимания «саперов».