Оплаченные риски скидочных сервисов
Большой резонанс в новостях на www.TourDom.ru получила тема продаж туров через «купонные» сайты. Проблема рисков, связанных с обращениями к услугам таких сервисов, поднималась и раньше, но последний инцидент показал, что вопросы далеко не исчерпаны.
Дело в том, что очередной скандал разразился в связи со сбоями туроператора, находящегося за границей, в Крыму. Как следствие – предъявить претензии в судебном порядке к нему будет проблематично. Речь идет об украинской компании BS Travel, в августе аннулировавшей оплаченные туры десятков российских туристов и затянувшей возврат средств. Поскольку деньги клиенты перечисляли не напрямую и не в агентство, а через купонный сайт «Групон», пострадавшие стали требовать оплаченное с него. Там заметили, что согласно оферте, фирма туров не продает, а является представителем, действующим от имени продавца, в данном случае BS Travel. Туристы оказались тоже юридически подкованными и обратили внимание на другой пункт, где говорится: после того как заказчик получил услугу, все претензии – к партнеру. Но ведь услуга-то туристами так и не была получена! Поспешим сообщить, что, к чести «Групона», конфликт в итоге был улажен, туристы получили возврат. Произведен ли он был из его собственных средств или все-таки удалось «выбить» деньги из проблемного ТО, выяснить не удалось: в BS Travel не дозвониться.
Впрочем, это и не важно, гораздо важнее сама правовая легитимность купонно-скидочных сервисов, для которых графа «Туризм» – один из основных источников дохода. Вот лишь некоторые нюансы. Туроператор BS Travel в России не представлен, то есть не занесен в Госреестр туроператоров, не имеет фингарантий. «Групон» фактически выступает как агентство, за вознаграждение продавая туристу пакет туруслуг. Но реализация турпродукта от поставщиков-туроператоров, не внесенных в реестр, незаконна. «С другой стороны, любая компания может заключить договор с иностранным поставщиком и продавать продукт, но в этом случае у фирмы у самой должна быть фингарантия и запись в реестре. Нарушение с любой стороны, как ни смотри», – замечают наблюдатели. В правомерности деятельности купонных сайтов усомнилась и руководитель компании «Ирма-Аудит» Мария Булатова, апеллировав к банкротству туроператора «Эль-вояж». «Оно во многом произошло из-за «кассового разрыва», поскольку купонные сервисы, в том числе «Групон», перечисляют деньги, собранные с туристов, не сразу. То есть те активировали купоны в туркомпании и претендовали на получение туров, а деньги за них не поступили. Когда «Эль-вояж» объявил о приостановке деятельности, «Групон» раздал туристам те деньги, которые у них оставались. Хотя они подлежали перечислению туроператору, раз услуга уже была активирована. А тот в свою очередь должен был вернуть средства туристам. В результате известны случаи, когда некоторые клиенты получили деньги дважды: и возврат от «Групона», и возмещение от страховой компании по фингарантиям». Таким образом, несовершенством законодательства в части деятельности купонных «скидочников» (которые то ли агенты, то ли туроператоры, то ли просто «рекламный щит», обеспечивающий поставщиков лишь инструментом продвижения продаж) могут воспользоваться не только проблемные операторы, но и так называемые профессиональные туристы.
Впрочем, присутствуют доводы и в защиту купонных сервисов. Участники дискуссии на www.tourdom.ru, отмечают, что «Групон» перед сотрудничеством с фирмами проверяет их – документы, лицензии и т. п. И все-таки в случае с BS Travel налицо факт: на купонном сайте рекламировались туры, не обеспеченные фингарантией на территории России. А значит, сотрудникам «Групона» и аналогичных ресурсов определенно следует сделать выводы. Иначе имиджевые потери будут только расти. Кстати, результаты опроса в онлайн-журнале HotLine.travel подтверждают: к купонщикам у многих отношение негативное.