Светят ли направлению олимпийские рекорды?
Туристический Китай лихорадит. Олимпиада в Пекине, которая пройдет в августе, уже обернулась для операторов ворохом проблем, связанных с подготовкой к этому событию. Но все помнят четырехлетней давности опыт Греции: сначала спад, потом невиданный рост спроса, а вместе с ним и передел всего рынка. Ожидает ли Китай что-то подобное?
Факел в колеса или «волшебный пинок»?
Эксперты с сожалением отмечают, что в преддверии игр китайская сторона уплотнила «бумажный занавес»: с апреля для оформления виз в консульстве требуют уже не копию, а оригинал приглашения от принимающей стороны. Пересылка увеличивает стоимость всей процедуры, удлиняет сроки и усложняет документооборот. А на Хайнане, где раньше действовали упрощенные правила въезда, перестали выдавать визы по прилету.
Как полагают эксперты, все это – следствие недавних волнений в Тибете и ответных акций протеста во многих странах, через которые пролегал путь олимпийского факела в Пекин. Есть и другие «побочные эффекты». Как сообщил Андрей Суриков, ведущий менеджер по Китаю «Экспресс Лайн», после попытки теракта на одном из самолетов местного перевозчика власти еще больше ужесточили правила провоза жидкостей на борту. «В ручной клади теперь вообще ничего такого нельзя проносить, – говорит Андрей. – Даже, к примеру, детское питание придется заказывать заранее у самой авиакомпании. Сейчас наблюдается общий спад спроса, так как многие туристы опасаются испортить себе впечатление от страны из-за подготовки к играм».
На время самой Олимпиады в разы подорожали отели. По данным экспертов, если номер в гостинице 4* китайской цепочки сейчас стоит $100, то в августе будет – $400–600. И свободных мест в этом сегменте уже почти нет. Размещение категории 5* обходится в $600–800, а престижные международные бренды просят с гостей $900–1200 за ночь. Кроме того, по информации Анны Казаковой, руководителя направления АВС ИСТ ЛАЙН, многие хотельеры настаивают, чтобы туристы бронировали номера на период от 15 до 21 суток. То есть на все дни Х. Однако мало кто из клиентов заинтересован в столь длительном пребывании в стране.
«Вообще, спрос на Олимпиаду есть, путевки продаются, но в последнее время партнеры склонны объявлять о повышении цен или замене отелей постфактум – уже после бронирования. Учитывая, что риски увеличиваются, мы решили в такие игры не играть», – иронично замечает Максим Приставко, заместитель гендиректора «Джет Тревел». «Нам это грандиозное спортивное событие – словно палка в колесах», – резюмирует Дмитрий Гора, руководитель китайского отдела «Турбюро Москва».
Правда, есть и позитив. «Сейчас на направлении увеличился деловой поток. В частности, едут целые делегации от строительных компаний, смотрят объекты в Пекине, обмениваются опытом. Сочинская Олимпиада уже не за горами», – приводит пример Юлия Крутицкая, начальник отдела Китая и Австрии «Ванд Интернэшнл тур». Но это, скорее, не более чем частность.
Все операторы надеются на эффект отложенного спроса, который ожидается после окончания игр. Как известно, сам факт проведения крупнейших международных соревнований представляет собой огромную рекламную кампанию направления. Напрашивается упомянутое выше сравнение с Грецией. В олимпийском 2004-м там побывали 100,3 тыс. туристов из России, причем тогда тоже отмечались непомерная дороговизна отелей и другие негативные явления. Зато потом последовал бум, и по итогам 2007 г. Греция приняла уже более 243 тыс. наших сограждан!
Получит ли турпоток в Китай такой же «волшебный пинок»?
С одной стороны, почему бы и нет, ведь наличие общей границы и тесное экономическое сотрудничество наших стран просто обязывают к дальнейшему увеличению делового и туристического обмена. В 2007 г. россияне совершили туда более 1,6 млн человеко-выездов (чаще отправляются только в Турцию). Понятно, что подавляющее большинство визитов имеют коммерческую цель, но и в этом секторе остается нереализованный потенциал. Сейчас, например, в некоторых компаниях подумывают о выделении в особый бизнес консалтинга для российских предпринимателей, ищущих партнеров в Поднебесной. «Пакетных» туристов, выбирающих экскурсионные программы, с годами тоже становится больше.
С другой стороны, мешают нехватка прямой перевозки в крупные региональные центры страны, дороговизна билетов и разнообразие самого направления. «На материковом Китае нет универсальной турпрограммы, которая смогла бы обеспечить загрузку целого самолета. Кому-то подавай одно, кому-то совершенно другое», – поясняет Юлия Крутицкая. Так что, ссылаясь на сложность данного рынка, его старожилы весьма скептически комментируют перспективы «колонизации» крупными туроператорами-многопрофильниками.
«Горячий» Хайнань
По мнению экспертов, если интервенция и начнется, то на пляжах этого острова, где бизнес ведется по схеме, понятной потенциальным пришельцам с запада.
Уже несколько лет в эту курортную зону летают регулярные рейсы «Трансаэро», блоки на которых имеют операторы, близкие к перевозчику, и прежде всего ЮЖНЫЙ КРЕСТ. По некоторым данным, ряд именитых ТО тоже рассматривают возможность выхода на китайский пляжный рынок и даже присылали своих представителей «на разведку». Правда, руководитель ЮЖНОГО КРЕСТА Андрей Кузнецов уверен, что новых конкурентов в ближайшее время у него не появится: «Потому что мы глубоко пустили корни. Порог вхождения на этот рынок слишком высок для любой компании». Тут уместно рассмотреть интригу вокруг появления второго хайнаньского рейса: 26 апреля перевозку из Москвы в Санью с частотой раз в две недели открыла китайская авиакомпания China Eastern.
Изначально поучаствовать в разделе альтернативного борта на Хайнань планировал Русско-китайский клуб туроператоров (подробнее о нем ниже). Однако, по словам его президента и руководителя China Tour & Business Travel Сергея Джан Ша, успешному завершению переговоров помешали «обременительные условия» со стороны а/к: места она давала только с жестким блоком на Шанхай (в нагрузку). Кроме того, во избежание избытка перевозки требовалось скоординировать новые объемы на Хайнань с уже существующими рейсами «Трансаэро». В итоге уладить вопрос с обеими авиакомпаниями удалось уже нынешней весной все тому же ЮЖНОМУ КРЕСТУ. «Это базовая программа, при необходимости будем ее расширять. Мы полгода вели переговоры с China Eastern и «Трансаэро», и теперь есть уверенность, что вместо конкуренции речь идет о добром партнерстве», – так анонсировал итоговый результат Андрей Кузнецов.
Клуб же будет участвовать в рейсе China Eastern опосредованно, через блок, который получил туроператор «Джет Тревел», входящий в этот альянс.
А наблюдатели считают, что время для старта упущено и теперь новый хайнаньский рейс – лишний. «Летом можно купаться в Средиземном море. Зачем лететь в Китай? В июле-августе прошлого года не было проблемой найти билеты по $300–350. Продавать только пляжный Хайнань в такое время года – значит, выбрасывать деньги на ветер», – рассуждает Дмитрий Гора. С ним согласна Юлия Крутицкая. По ее словам, подобный вариант отдыха интересен в комбинации с экскурсионным Китаем. «Лететь девять часов только ради моря и не посмотреть Пекин – кощунство, – соглашается Анна Казакова и добавляет: – Помимо того, число отелей на острове не позволяет обслуживать больше туристов». Тем временем руководство ЮЖНОГО КРЕСТА, похоже, учло ситуацию. «Мы уже занялись этим сегментом рынка, который ранее любезно отдавали нашим конкурентам. Благодаря контракту с China Eastern мы представили на рынок новый комбинированный продукт. Туристы прибывают в Шанхай, оттуда отправляются на экскурсии по всему Китаю, а затем совершают внутренний перелет на Хайнань. В Москву возвращаются на рейсе из Саньи. Наш продукт дешевле, чем у конкурентов, долларов на 400», – рекламирует свой проект г-н Кузнецов.
Чем закончится эта инициатива, интересно всем. Тут два варианта. Как отмечают другие участники рынка, логичнее начинать знакомство с Китаем не с Шанхая, а все же с Пекина, в окрестностях которого сосредоточены наиболее известные достопримечательности. Но спрос на комбинированные программы растет. Потому и новые туры, возможно, будут востребованными.
Чье кунг-фу лучше?
Отдельная территория рынка – ниша экскурсий, где, как и в боевых искусствах, существуют разные «школы» операторского бизнеса.
Показательно, что переход от стопроцентного «шопа» к развитию группового туризма здесь произошел путем кооперирования. Вместо того чтобы конкурировать между собой, некоторые столичные операторы, объединившись, начали давать совместную рекламу и сообща формировать группы. Это позволило снизить цены на наземное обслуживание и, что немаловажно, создать график заездов на базе регулярных рейсов в Пекин – главным образом Air China. Именно так восемь лет назад появился Русско-китайский клуб туроператоров, в который сейчас входят девять компаний («Астравел», АВС ИСТ ЛАЙН, «Квинта-тур», «Део», «Джет Тревел», «Гранд Тур Вояж», UTE Megapolus group, China Travel, China Tour & Business Travel). «В первые полгода бизнес был убыточным. Однако затем произошел перелом. Во многом благодаря тому, что нам удалось обучить достаточное количество менеджеров и организовать в каждой компании полноценный китайский отдел», – рассказывает Сергей Джан Ша. По его словам, сейчас РКК процветает, а график групповых заездов из Москвы строго соблюдается. Конкуренты, правда, утверждают обратное, считая, что коллективизация потихоньку себя изживает.
Некоторые компании, тоже делающие подобные экскурсионные программы, уже давно ведут самостоятельную работу. «Мы не хотим связывать себя картельными соглашениями. Нас не устраивает, когда решение о цене тура, дате заезда, стоимости внутренних переездов принимается централизованно, контролируется кем-то, а зачастую и навязывается», – объясняет позицию своей фирмы Андрей Суриков. Что же касается выгоды от совместных групп, то, по его словам, договориться с другими участниками рынка можно и не вступая в подобные альянсы. Своим путем пошел и «Ванд Интернэшнл тур». По мнению Юлии Крутицкой, схема работы в пуле была эффективна на начальном этапе формирования рынка, а сейчас, с ростом количества туристов, предпочтительней действовать самостоятельно. «Мы делаем собственные программы», – резюмирует Юлия.
Тем не менее, чуть больше года назад на рынке появилась еще одна бизнес-схема, основанная на объединении игроков, – Союз туроператоров по Китаю. Его образовали компании, которые ранее или вообще не занимались этим направлением, или не получили роста, на который рассчитывали. Это «Турбюро Москва», вышедшая из Русско-китайского клуба, «Асент Трэвел», «Магеллан-М», «Русь-Тур», а также «Россина», фирма с иркутскими корнями. Участники пула тоже занялись совместным формированием групп. Однако в отличие от конкурентов сделали ставку не на «Аэрофлот» или Air China, а на более экономичную перевозку «Домодедовских авиалиний». Они взяли жесткий блок мест на Пекин и предложили экскурсионные турпакеты по неслыханно низкой цене – всего $888. Как уверяет Дмитрий Гора, демпинга не было: «Мы давали комиссию и оставались в плюсе, с маржой 19%». Акция, получившая название «Три восьмерки», в свое время наделала много шума, ведь на тот момент, как вспоминает Анна Казакова, турпакет Русско-китайского клуба стоил минимум $1200. Однако передела рынка не произошло: все опрошенные корреспондентом «ГЛ» эксперты настаивают, что на заполнении их программ низкие цены СТК никак не сказались. Вот что сообщил, например, Андрей Суриков: «В экскурсионный тур в Китай едут, как правило, раз в жизни. Это не то направление, чтобы переманивать друг у друга клиентов. Кто может заплатить $2000, не будет искать фирму, где тур на $100–150 дешевле. Ценовая конкуренция идет только в сегменте «шопа» и бизнес-поездок».
Сергей Джан Ша также не видит в СТК соперников: «Ничего особенного они не изобрели, так как пошли по нашему пути. Аналогичные программы, позаимствованные у нас, были переделаны под более экономичные варианты. Конкуренции не случилось, так как продукт туроператоров клуба иного уровня, хотя и дороже. У нас и перевозка разного качества: мы летаем на Air China, они – на «Домодедовских». И Сергей, и другие эксперты отметили также, что СТК покинул туроператор «Россина».
Между тем сами инициаторы ценовой революции на китайском направлении отвечают, что уход «Россины» связан с ее собственными трудностями, а не с итогами акции «Три восьмерки», которая прошла успешно и позволила создать на рынке сегмент экономичных экскурсионных туров. «Эта акция выросла в бренд, продвигающий нас. Регулярные поездки, два раза в неделю, с жесткой ответственностью по датам и цене, делает только СТК! Есть другие компании, которые берут тариф подобного рода и набирают туристов лишь на высокий сезон, но это 15–20 групп в год. У нас же их около 100», – заявляет Игорь Козлов, заместитель генерального директора по развитию «Асент Трэвел». В общем, каждый из «бойцов» китайского туроператорского рынка, как и полагается героям какого-нибудь боевика про мастеров кунг-фу, считает лучшей и самой перспективной только свою «школу». Но не появится ли в будущем иной, более массовый путь развития экскурсионного туризма в Китае? Ведь некоторые игроки, «набившие руку» на Франции («Нева», «КМП групп»), несколько лет назад уже пробовали поставить и это направление на поток. Кто знает, может, после олимпийской рекламы объемы возрастут настолько, что появятся и новая перевозка, и новые программы?
Братство по обмену
В 2003–2004 гг. общие программы по Китаю делали «КМП-групп», «Нева», «Интурист», которые одними из первых получили право участвовать в обмене безвизовыми группами по межправительственному соглашению. Как рассказала Екатерина Ефимова, директор департамента выездного туризма «КМП-групп», компании объединяли свои заезды, брали блоки мест, однако сотрудничество постепенно сошло на нет: у каждой из них были свои приоритеты. Да и число конкурентов, допущенных к безвизовым группам, увеличилось, так что объединение потеряло свою индивидуальность.
Эти непростые китайцы
Об особенностях ведения дел с самой торгующей нацией красноречиво свидетельствуют цитаты экспертов-туроператоров. Чтобы никого ненароком не обидеть, приводим их без указания авторства. Так даже интересней.
«…Да, китайцы хитры. Впрочем, как и греки. Может, как и я. Но эту хитрость не нужно понимать как готовность в любой момент обмануть партнера. Подразумевается качество, которое оправдано и необходимо в конкурентной борьбе. Я в прошлой жизни сам был китайцем, мне легко с ними находить общий язык». «…Китайские партнеры очень ответственные. Никогда не бросят туристов, не отключат телефоны. А вот что касается поставок товара, то могут обмануть: качество будет хуже. Обычно бизнесмены нанимают других китайцев, чтобы отслеживать ситуацию на месте. А мы иногда отправляем в туры своих людей».
«…У нас пять-шесть партнеров по континентальному Китаю, между которыми мы устраиваем тендеры. Если кто начинает «заедаться», то переключаемся на более «голодного». А когда случается «косяк» – нарушение регламента обслуживания туристов, – то расстаемся навсегда. Порядок такой: сначала предупреждение, потом «выстрел».
«…С русскоязычными гидами там проблема. Все они раньше обслуживали «челноков», и это наложило отпечаток на их ментальность, на понимание того, что русскому человеку надо. Приходится объяснять партнерам, что нельзя проецировать на интеллектуала, который едет в экскурсионный тур, потребности «шопника»…»
«…Один китаец в работе стоит трех русских. У него нет понятия «рабочий день». Поставлена задача, и китаец будет трудиться, пока ее не выполнит…»
«…Там – как в СССР. Ты можешь быть семи пядей во лбу, но на какие-то позиции тебя возьмут, только если папа в райкоме работает. Поэтому одного всекитайского партнера у нас нет. Каждая фирма сильна в каком-то определенном регионе. Пекинская – в Пекине, шанхайская – в Шанхае и т. п. В одном туре может быть задействована цепочка из пяти партнеров».