На круизном рынке – новая волна спроса и конкуренции
Рынок морских путешествий первым восстановился после кризиса: на круизы снова высокий спрос. Туроператоры пытаются поймать эту волну, но против них работают некоторые внешние факторы. В какую сторону крутить руль в сезоне-2010, чтобы реализовать потенциал клиентской активности?
В очередь за каютой
Турпотоки начали расти еще до Нового года. Характеризуя общую ситуацию на рынке, руководитель круизного департамента компании PAC Group Михаил Фельдман приводит такой пример: «Только за период с сентября до конца марта мы получили больше заявок, чем за весь 2009 год».
Однако в полной мере удовлетворить растущий спрос непросто – мешает такое давно забытое явление, как дефицит. Ведь клиенты активизировались и в других странах; например, американцы буквально расхватывают круизы, и россияне часто упускают свой шанс. «Приходит турист, выбирает каюту, просит время подумать. А пока он думает, каюта продается», – добавляет Валентин Елисеев, директор Круизного центра «Нептун». «В начале марта уже почти не было мест на 26 июля», – констатирует Елена Карманова, директор по маркетингу «Виа Марис».
Многие туроператоры предвидели развитие событий и заблаговременно увеличили свои квоты на лайнерах. «Процентов на 30– 40», – уточняет Валентин Елисеев. «Расширение блоков позволяет нам до сих пор подтверждать заявки даже на пиковые даты», – говорит Мария Муракина, директор круизного департамента Ланта-тур вояж.
Между тем участники рынка предвидят, что в какой-то момент ресурсы будут исчерпаны, докупать же места по мере необходимости сейчас действительно проблематично. Тем более что и цены на них меняются.
Кто в сапогах
Ровно год назад каюты продавались за полцены, а теперь тарифы уже сравнялись с докризисными и продолжают расти. «Туроператоры, бравшие квоты по старым расценкам, выиграли примерно 30– 50% от нынешней стоимости», – отмечает Максим Радионовский, директор Breeze Line. И добавляет: «Кто первый встал, того и сапоги». Продолжая тему, Валентин Елисеев отмечает, что прайсы зачастую пересматриваются внезапно: за день могут вырасти на €100.
И тем не менее западные поставщики круизов периодически выставляют скидки за раннее бронирование – на отдельные маршруты и даты. «У MSC Cruises, например, можно было в декабре приобрести недельный тур по Средиземному морю на майские праздники за €434 при базовой цене €624», – говорит Михаил Фельдман. Максимальная глубина бронирования – один из главных приоритетов для зарубежных компаний: они всегда стремятся уже в январе-марте продать «весь год», осенний заезд, недогруженный в начале весны, – это основание для дисконта.
Российские туристы постепенно начинают понимать, что покупать лучше заранее, поэтому и глубина продаж сейчас выше, чем год назад. В прошлом летнем сезоне они бронировали туры в лучшем случае за два месяца до отъезда, сейчас все чаще заявки поступают месяцев за пять-шесть. «Например, уже в начале марта мы продали 70 мест на августовский круиз из Копенгагена в США, а по состоянию на апрель прошлого года аналогичный продукт купили едва ли 20 человек, – говорит Елена Карманова. – Более того, уже есть почти скомплектованные группы на следующую зиму».
Но, по словам экспертов, массового характера «углубление» продаж пока не получило. В сознании наших соотечественников все равно живет мысль о выгоде горящих туров. «К сожалению, россияне имеют привычку опаздывать, она им очень вредит», – отмечает Валентин Елисеев.
Круизное многоборье
Конкуренция среди туроператоров круизного рынка, всегда довольно острая, в текущем сезоне еще более усиливается.
Один из элементов этого «многоборья» – погоня за особым статусом. Например, за правом именоваться приоритетным партнером зарубежных круизных компаний. Периодически кто-нибудь приписывает себе такой титул, пытаясь подтвердить его сертификатом preferred sales agent (буквально – «предпочитаемого агента по продажам»), а коллеги возмущаются и заявляют, что такие бумаги есть практически у всех.
Другой способ конкуренции – улучшение сервиса. В частности, «Виа Марис», по словам Елены Кармановой, договорился с Costa Cruises об организации экскурсий на русском языке для всех россиян, независимо от того, у кого они бронировали круиз. Наверняка другие ТО попытаются принять ответные меры: никому не интересно, чтобы о его клиентах трогательно заботился конкурент.
Компания АТЛАНТИС ЛАЙН, как рассказала ее гендиректор Наталья Андронова, даже выступила с политической инициативой – предложила оформлять упрощенные электронные визы РФ в аэропорту Санкт-Петербурга иностранцам, собирающимся в круизы из нового порта «Морской Фасад». В данный момент зарубежные гости вынуждены проходить долгую и сложную процедуру получения въездных документов в Россию, «поэтому большинство круизных компаний не начинают и не заканчивают маршруты в Питере, а это не способствует увеличению турпотоков в Северную столицу», – заявляет г-жа Андронова.
И, конечно же, представители круизной индустрии «меряются» ассортиментом. Ланта-тур вояж вышла этой зимой в Персидский залив на лайнере Brilliance of the Seas компании Royal Caribbean International, а с лета 2010 года планирует продавать туры из Малаги (Испания). PAC Group занялся речными круизами по Европе. Это отдельный сегмент рынка, однажды конкуренция за него уже обострялась, когда к теплоходам Space Travel на европейских реках добавились лайнеры Travel MC. Теперь нас, очевидно, ждет новый поворот сюжета.
Наконец, «Метрополис» cнова представляет собственный круизный продукт. Туроператор работал со специально зафрахтованными для российского рынка теплоходами, на которых предлагал маршруты, заточенные под отечественного клиента (на судне «все по-русски»). В 2009 году компании не удалось найти подходящий корабль, и она временно продавала круизы от зарубежных производителей. И вот теперь «Метрополис» выходит в плавание на борту теплохода «Арион». «Мы планируем три средиземноморских круиза из Сочи. Первый – Восточное Средиземноморье, с заходом в Израиль, о. Патмос и Родос. Второй – Лазурный Берег. Третий – Адриатика, до Венеции. Продажи идут отлично», – поделилась Ольга Килимник, генеральный директор «Метрополис Круиз».
Чей Томсон?
Пока старожилы соревнуются друг с другом, рынок пополняется новыми участниками. Самым заметным стал выход ТТ-ВКО, и вот почему. Став частью TUI, туроператор получил право продавать круизы от TUI Thomson, причем ему полностью досталась российская квота на лайнере Destiny (всего у Thomson четыре корабля). Однако с этой компанией много лет работал Breeze Line на эксклюзивной основе. Новость тут же обросла версиями.
Согласно одной из них ТТ-ВКО и Breeze Line поделили ресурсы партнера, а по другой российское подразделение TUI стремится полностью прибрать к рукам продукт Thomson. В интервью «ГЛ» Андрей Шмельков, директор по индивидуальным и корпоративным турам ТТ-ВКО, сообщил: «Планы у компании серьезные, и присутствие ВКО на бортах Thomson будет только усиливаться». Со своей стороны, Максим Радионовский не видит повода для беспокойства. Он так прокомментировал ситуацию: «Мы по-прежнему плотно сотрудничаем с TUI Thomson, у нас осталось такое же количество блоков, ничего не изменилось. Отсутствие эксклюзивного контракта никак не отразилось на нашей компании, клиенты Breeze Line не станут обращаться в другие фирмы».
Незаинтересованные лица полагают, что в дальнейшем события могут развиваться по разным сценариям. Если ТТ-ВКО и вправду претендует на эксклюзивную продажу морских туров от Thomson, у него есть шанс (финансовая поддержка TUI, раскрученный бренд). С другой стороны, столь крупной компании сложно быть мобильной, отмечают наблюдатели, к тому же освоить круизный рынок очень непросто, а у Breeze Line – многолетний опыт в этой сфере.
Всем нужны русские
И еще один штрих. В свете всеобщего ажиотажа в индустрии морских туров западные производители круизов с новой силой взялись за российский рынок. В частности, компания Carnival намерена вернуться в моря Европы и снова сотрудничать с нашими туроператорами. Напомним, в прошлом году, Carnival увел свои суда в США, посчитав, что в период экономических неурядиц стабильной остается только американская клиентура.
Появляются и новые претенденты на российских туристов. Так, в марте по офисам столичных туроператоров курсировали представители французской компании Compagnie du Ponant – искали партнеров. По неофициальным данным, в эту фирму пришел бывший сотрудник круизной структуры Silver Sea, хорошо знающий российский рынок, он-то и развернул деятельность. Но отечественные игроки пока сдержанно оценивают перспективы Compagnie du Ponant: по масштабу ее не сравнить с ведущими круизерами, входящими в состав мировых холдингов, типа Carnival Corporation или Royal Caribbean International. Но у нее есть преимущество: малогабаритные суда, способные заходить в труднодоступные порта.
«Рост интереса к России объясним, – считает Елена Карманова. – Ведь наши соотечественники тратят больше всего денег на борту, а дополнительные услуги – главная статья доходов для круизных компаний».
Пассажиров – в космос
У мировых лидеров круизной индустрии – свои методы конкуренции.
Например, два старинных противника – MSC Cruises и Costa Cruises – устроили очередное соревнование «кто больший итальянец». Дело дошло до того, что оба в скором будущем планируют спустить на воду лайнеры с одинаковым итальянским названием – Favolosa.
Возникают новые маршруты, например, Costa Cruises с лета выходит на Канары, а с осени – в регион Красного моря. У MSC Cruises появится «гранд тур» от Исландии до Ростока. Holland American Line с августа пустит судно вокруг Великобритании. Изобретательнее всех оказался Regent: он устроит для своих туристов, выезжающих из Питера в Москву на экскурсию, день тренировки на космических центрифугах в Звездном городке.
Заметим, что, несмотря на противостояние, зарубежные круизеры обычно очень корректны по отношению к коллегам. Редкий случай – недавний рекламный демарш NCL. Компания выступила с призывом бронировать туры только у нее. Но за это подверглась коллективной обструкции со стороны других туроператоров, и пришлось ей сменить тональность и содержание своих обращений к потребителям.