Колебания на валютном рынке снова заставляют волноваться туристов
Рост курсов иностранных валют не преминул сказаться на продажах туров. Представители турагентств, с которыми поговорил корреспондент HotLine.travel, отмечают: туристы выжидают, рассчитывая на снижение цены доллара и евро. Об этой и других тенденциях – в обзоре «Перекличка», составленном по результатам общения с представителями турагентств из Саратова, Челябинска и Уфы.
Игра на курсе
«Валютная пила», когда не знаешь, в какую сторону пойдет курс национальной валюты, приносит огорчения турагентствам и заставляет туристов подстраиваться в желании минимизировать непредвиденные траты.
«Вива-тур» (Саратов), директор Галина Лексина:
– У нас есть предоплаченные заранее заявки, однако с окончательным расчетом туристы тянут, ожидая укрепления рубля. При этом спрашивают в основном отели 4* на 10–11 ночей. В Саратове туроператоры на этот год оставили вылеты только в Турцию, Египет, Грецию и Болгарию. Именно эти направления пользуются повышенным интересом у туристов. Годом ранее еще были Испания, Италия и та же Греция – остров Крит, но отмена рейсов свое дело сделала – турпоток в Европу в основном сократился.
Руководитель компании «Наина» в Челябинске Наталья Марусиченко подсчитала, насколько колебания курса рубля, произошедшие в самом начале июня, сказались на турпотоке.
– По сравнению с маем у нас на 70% продажи упали. Туроператоры ориентируются на курс валют у ММВБ, а потому цена на туры может меняться за день несколько раз. Бывает так, что туристы узнают по телефону стоимость пакета, а пока едут, он дорожает на 5–10 тысяч. Жаль, но многие разочарованные поворачиваются и уходят.
Если удобней в «штуках», то натуральные показатели готовы озвучить в уфимском агентстве Stranoteka. Говорит руководитель офиса продаж турагентства Алина Хакимова.
– Наступило затишье. Еще в конце мая мы в день по 12–15 заявок обрабатывали. Теперь за все выходные всего 3 заявки – падение в разы. Между тем, уикенд обычно – наиболее урожайная часть недели. Что будет дальше, не знаем. Например, за весь понедельник 8 июня только 2 брони – не густо.
Впрочем, некоторые турагентства скорректировали ассортимент в пользу внутреннего туризма и тем самым нашли способ избежать влияния валютных курсов.
«Солнечный ветер» (Челябинск), генеральный директор Екатерина Соколова:
– Мы изменений стоимости рубля особо не замечаем. У нас многие туристы приобретают туры в отечественные санатории и пансионаты, на которые валютные курсы большого влияния не оказывают. За счет этого отчасти компенсируем изменения спроса по зарубежному отдыху. Вот, например, на предыдущей неделе оформляли документы на лечение в башкирском санатории «Янган-Тау». За 10 дней пребывания с полноценным лечением путевка в июле обошлась в 60 тысяч рублей на двоих. Это медицинский туризм. А крымские отели в формате пляжного отдыха раскупаются не слишком активно. В этом сезоне всего один тур туда продали. Впрочем, туры в Египет и Турцию пользуются более высоким спросом, особенно Турция.
Туристы выбирают дешевле
Повсеместный тренд этого сезона: о черноморских курортах спрашивают часто, но в итоге нередко выбирают Турцию. Вот говорящий пример, который опять же привели в компании «Наина» из Челябинска. Недавно рассматривали пару вариантов отдыха для 3 человек. Изначально у них было желание поехать в Анапу. Выбрали отель 3* на 11 ночей – по цене это 125 тыс. рублей. Показалось дорого – и взяли поездку в Турцию. Там гостиница 3* на те же 11 ночей по системе «все включено» им обошлась в 92 тысячи. Подобные примеры приводят и в Саратове. В компании «Дилижанс Тревел» рассказывают, что изучив ценник Крыма, клиенты выбрали Болгарию.
В Уфе добавили, что искали для своих туристов крымский пансионат 2* на 10 ночей, но в итоге предпочли Турцию, поскольку в рамках имеющегося бюдежета агентство подобрало тур в твердую «четверку».
Такое поведение туристов, став массовым, почти полностью исключило из практики по Турции с Египтом «горящие» туры. Оптимизация авиаперевозки со стороны туроператоров дополнила тенденцию: самолеты в некоторых городах летают заполненными под завязку.
«Альфа Трэвел» (Уфа), директор Алия Булгакова:
– Перед началом сезона некоторые клиенты рассчитывали на дешевую авиаперевозку в Крым и Сочи, но ее фактически нет или слишком мало. Билеты по субсидируемым тарифам достать практически невозможно. Поэтому основной ориентир все же – Турция и Египет. Купить туры туда сейчас не так просто. Скажем, если сегодня захочешь – завтра не полетишь. В ряде случаев ожидать приходится по 2 недели. В основном на этих направлениях выбирают отели 4 или 5* на 9–10 ночей. При этом предпочтения по звездности в экономичном сегменте снизились, если сравнивать с прошлым годом, а вот в сегменте luxury все по-прежнему: уровень запросов сохраняется примерно на том же уровне.
Вместе с тем некоторые клиенты все равно хотят ехать в Европу и готовы платить больше.
«Дилижанс Тревел» (Саратов), исполнительный директор Лариса Дмитрук:
– Наверное, курсы евро и доллара уже давно на тех отметках, что плюс-минус 5 рублей не сильно сказываются на спросе. В числе броней у нас Греция, Болгария, Италия и Испания. Конечно, поездок в Турцию приобретают больше, но другие направления тоже пока живы.
И в заключение – еще об одной особенности сезона. Несмотря на то что на дворе лето, многие турагентства работают на грани выживания. Некоторые фирмы не выдерживают конкуренции и закрываются.