ОАЭ. Русские идут
В Эмиратах – ценовая демократизация
Эмираты зимой-2011/12 станут эпицентром конкуренции между самыми агрессивными игроками поточного туроперейтинга. На эту арену уже вышли все тяжеловесы отечественного рынка. Арабские коллеги даже не скрывают ликования: для них сезон заранее удался – независимо от того, заработают ли что-нибудь новые и старые русские.
Новый всплеск
Туристический сектор экономики ОАЭ, тяжело переживший несколько кризисных лет, сейчас на подъеме. Даже ближневосточные революции пошли ему только на пользу – значительная часть клиентуры с проблемных направлений стеклась в спокойные и респектабельные Эмираты. По официальной статистике, в первом квартале 2011 г. загрузка отелей Дубая возросла на 14% в сравнении с показателями за аналогичный период прошлого года и достигла в среднем 81%. (При том что общая численность туристов на Ближнем Востоке из-за тревожных политических событий сократилась на 7%.)
Турпоток из России в Дубай тогда увеличился на 27%, и не только по причине революций. Сказался еще тот факт, что на эмиратское направление вышли сразу пятеро новых отечественных игроков. На старте трое из них – TEZ Tour, «Библио-Глобус», «Южный Крест» - в силу своих объемов и амбиций рассматривались как потенциальные агрессоры. «Библио-Глобус» оправдал «надежды» конкурентов, развязал ценовую войну, а остальные новички и старожилы приняли вызов. Все вместе дружно нагнетали турпотоки – на радость отельеров и принимающих туроператоров.
В преддверии зимнего сезона-2011/12 обозначилась крайне тревожная для арабских бизнесменов тенденция. Мировая экономика оказалась на грани очередного дефолта, поэтому пошли на спад продажи в Европе. Владелец эмиратской инкаминговой компании Al Khalidiah Tourism Сирак Мурадян делится информацией на эту тему: «Все отельеры отмечают снижение количества заявок на бронирование из европейских стран, особенно из Великобритании».
Англия, между прочим, - главный поставщик отдыхающих в ОАЭ. И не миновать бы гостиницам больших проблем с загрузкой, если бы не новый всплеск турпотоков из России. У нас произошло очередное конкурентное обострение: в Эмиратах начали оперировать «Пегас Туристик» и НТК «Интурист». И теперь можно констатировать, что все без исключения компании, которые делают погоду в отечественной туриндустрии, претендуют на свою долю арабского пирога.
Конечно, самым опасным и агрессивным из дебютантов участники направления называют «Пегас». Причем не упускают случая напомнить, что несколько лет назад он уже пытался осваивать ОАЭ, но прекратил операции в первом же сезоне. Только все понимают, что сейчас – другая ситуация, отступать некуда. «Пегас Туристик» и остальные игроки супер-тяжелой весовой категории должны за счет Эмиратов хотя бы отчасти компенсировать падение производства на своем основном зимнем направлении – египетском. Надо по максимуму переориентировать на пляжи Персидского Залива экономную клиентуру, а для этого требуется, прежде всего, изыскать какие-то способы ценовой оптимизации (помимо усечения собственной маржи).
Уценка воздуха
Один из путей финансовой демократизации направления, успевшего заработать репутацию элитного – удешевление транспортной составляющей тура. Еще год назад в Дубай из Москвы постоянно летали только брендовые авиакомпании: «Аэрофлот», «Трансаэро» Emirates. А чартерная перевозка ограничивалась короткими цепочками на высокие даты. Сейчас TEZ Tour заявил на сезон программу Nordavia. «Помимо этого мы используем также все остальные варианты перевозки, представленные на рынке, - уточняет гендиректор TEZ Владимир Каганер. – Наши планы по отправке в ОАЭ многократно превышают прошлогодние. Запустив в ОАЭ пробный шар, теперь начинаем оперировать масштабно».
Помимо упомянутого чартера, к экономичным вариантам перевозки следует отнести и регулярные рейсы арабского лоу-костера Air Arabia из Москвы в Шарджу. Периодичность впечатляет – три рейса в неделю в первый же сезон. И снова у наблюдателей возникает ощущение дежавю. «В свое время а/к Air Arabia уже начинала работать на этом маршруте, но внезапно прекратила полеты – видимо, из-за слабой загрузки, - говорит гендиректор турфирмы UNEX Андрей Зорин. – Операторам-блочникам пришлось срочно искать другие варианты перевозки».
В этом сезоне емкости на бортах Air Arabia взяли «Русский Экспресс» и «Лабиринт», руководители обеих компаний уверены, что все пойдет по плану. «В прошлый раз у перевозчика просто не хватало бортов, - утверждает руководитель «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов. – Сейчас в его распоряжении 29 лайнеров – совершенно новых А-320, и каждые пару месяцев поступает новая техника. Наши клиенты убедились, что в бюджетном сегменте Air Arabia не знает себе равных по уровню комфорта».
Кресло в блоке у арабской авиакомпании стоит $380. «Для сравнения, у «Трансаэро» - порядка 420, «Аэрофлот» же объявил цены на зимний сезон долларов на 80-100 выше, хотя в прошлом году цены этих двух перевозчиков находились примерно на одном уровне, - говорит коммерческий директор ICS Travel Group Дмитрий Филатовский. - Естественно, многие туроператоры, в том числе и мы, были вынуждены сделать выбор в пользу более дешевой перевозки.
К слову о ценах. По утверждению туроператора «Интрэвел Столешники», благодаря давнему сотрудничеству с а/к Эмирейтс он смог добиться того, что стоимость турпакета с перелетом на а/к Эмирейтс практически не отличается от турпакета на а/к Аэрофлот. «Ну а качество предоставляемого сервиса а/к Эмирейтс несоизмеримо выше, плюс вылеты два раза в день, в виду чего мы делаем упор именно на этого перевозчика - говорит гендиректор турфирмы Кирилл Лыжов. - Так же для ассортимента и эконом туров, мы предлагаем перевозку а/к Трансаэро»
В целом, г-н Лыжов и другие эксперты отмечают значительный рост объемов перевозки на эмиратском направлении. Процентов на тридцать расширила полетные планы «Трансаэро»; Emirates выставляет на маршрут лайнеры большей вместимости. Плюс новая перевозка упомянутой а/к Air Arabia на Шарджу. Плюс а/к Etihad в Абу-Даби. И это все – о вылетах из Москвы, а ведь есть еще региональные рынки, где объемы воздуха увеличиваются в разы. Fly Dubai взлетает из Казани и Самары, Air Arabia – из Екатеринбурга, «Уральские а/л» - из девяти городов России, «Пегас» запускает свой Nord Wind из Волгограда и Челябинска…
Оценивая общую ситуацию на федеральном рынке, некоторые эксперты прогнозируют острый профицит перевозки на направлении ОАЭ. «Уже в начале сезона на бирже www.tourdom.ru можно было – за $150 купить билет в Дубай и обратно на вторую половину октября», - говорит Андрей Зорин. Тарас Кобищанов предлагает не драматизировать: «Что-то неизбежно подгорает, но билетные SPO пока носят скорее эпизодический характер».
Директор по туризму компании «Эрцог» Ольга Войкина утверждает, что оценивать баланс спроса и предложения пока рано: «На старте сезона все грузились достаточно ровно за счет раннего начала продаж. Есть спец-предложения по early booking от отелей, да и сами туроператоры сделали все возможное, чтобы раскачать агентский рынок как можно быстрее – до конца сентября у многих действовала повышенная комиссия по ОАЭ, вплоть до 14%. В таком режиме были проданы рейсы до конца октября. В ноябрьские каникулы спрос идет на подъем естественным образом. А вот после этого можно будет объективно судить о том, переварит ли рынок предложенный ему объем перевозки».
«На мой взгляд, рейсы будут гореть, - полагает Сирак Мурадян. - И не факт, что на всех хватит мест в отелях. Уже в середине осени большинство популярных отелей Шарджи встали на стоп-сейл до конца ноября».
Сметы на будущее
Действительно, забронировать по запросу комнату в раскрученном отеле сейчас сложно, а причина состоит в том, что значительная часть емкостей распродана туроператорам в режиме коммитмента. Практика работы по жестким блокам, угасшая после кризиса-2008, возродилась с подачи наших операторов турецко-египетского профиля, которые сейчас осваивают направление. «Ни один европейский туроператор никогда не выкупает заранее места. А наши массовики по-другому просто работать не умеют, - говорит Андрей Зорин. – И под их влиянием возникает ажиотажный спрос на номерной фонд, остальные тоже замораживают деньги в отелях». «К счастью, нам удалось взять жесткие квоты в самых востребованных гостиницах Шарджи, поэтому проблем с подтверждением у нас не будет», - говорит, в частности, Кирилл Лыжов.
Влет уходит практически все, но особенный спрос - на отели медиум- и эконом-класса. Есть мнение, что они сильно разочаруют клиентов, которые выберут Эмираты вместо Египта: за те деньги, на которые люди сыто и пьяно отдыхали в Хургаде или Шар-Эль-Шейхе, Шарджа предложит им самое аскетичное, что есть. Плюс сухой закон. И никакого all-inclusive. «Сомнительный эксперимент – подменять Красное море Персидским Заливом, - говорит Ольга Войкина. – Разные направления, разный стиль отдыха». А вот по мнению Тараса Кобищанова, сейчас ОАЭ – такая страна, которой просто нет альтернативы на туристическом рынке: «И вопрос только в том, сможет ли она принять всех потенциальных туристов. Сейчас туроператоры задействуют объекты второй линии в Шардже, гостиницы в Рас-Эль-Хайме, Фуджейре. Но вполне возможно, что в пиковые даты все ресурсы будут исчерпаны».
Это просто праздник какой-то. Праздник на улице эмиратских отельеров – мероприятие с далеко идущими последствиями. Есть ли вероятность, что под впечатлением ажиотажа на российском рынке они повысят цены? В текущем сезоне – вряд ли. Ведь контракты, подписанные весной и летом, сейчас исправить невозможно. «Мы, во всяком случае, будем жестко реагировать на любую попытку нарушить договорные условия, - говорит Сирак Мурадян. – И надо отметить, что этим грешит только управляющие отелей в системе Madinat: на пиковые даты они перестают подтверждать номера по контрактным ценам и продают все по прайсу «от стойки». Остальные участники рынка на такие эксперименты не идут».
Но более чем вероятно, что в следующем сезоне произойдет тотальное подорожание гостиничных услуг в ОАЭ. Наверняка управляющие уже составляют сметы на будущее.
ВРЕЗ
Если человек в мадинат джумейра и бизнес-класс даже за 100 долларов
Гавань Лакшери
Рынок ОАЭ в этом году как бы раздваивается – делится на автономные части. Шторм в открытом море массового туроперейтинга, не коснется бухты лакшери, где все пойдет как заведено годами. «Если человек отдыхает в отелях системы Madinat и выбирает перевозку премиум-класса, то он не согласится на сервис другого уровня даже по самым привлекательным ценам, - комментирует Игорь Ежов, руководитель отдела ОАЭ Московского АВС. – Спрос на лакшери-туры в ОАЭ растет, могу отметить хорошую глубину бронирования: заявки на новый год поступали уже летом, а сейчас продается февраль и даже март».
Но и здесь свои сложности. «Самая обсуждаемая тема в нашей среде – дефицит номеров в востребованных отелях на высокие даты, - говорит директор компании «Ван Борк» Виктор Леонтьев. – Тех квот, которые выделяются на российский рынок в самых престижных отелях Джумейры, явно не хватает. Открываются новые люксовые гостиницы, но это пока не решает проблемы. Ведь к ним надо подходить весьма избирательно. На первых порах, пока идет обкатка, возможны сбои в сервисе, и мы не можем рисковать, предлагая такие объекты самым взыскательным гостям».
Не согласен с этим высказыванием Дмитрий Арутюнов, гендиректор «АРТ-ТУР»: «Многие новые объекты – это отели цепочек Jumeirah, One&Only, Kempinski. - У нас в компании эти проекты отслеживают ещё на этапе строительства, и больших претензий к ним нет».
Туроператоры с более демократичной клиентурой охотно сотрудничают с «новостройками», которые на этапе входа в рынок предлагаются рекламные тарифы.