На прошлой неделе руководители крупных агентских сетей подписались под учредительными документами нового объединения – Ассоциации туристических агентств. Инициативу поддержали такие масштабные розничные объединения, как «Горячие туры», «1001 тур», «ТБГ. Туристические бренды» и другие игроки, представляющие интересы более чем 7000 агентств. Первым делом АТА планирует заняться созданием единого агентского договора, соответствующего законодательству, и разрешением вопросов этического характера, которые постоянно возникают в работе ТА-ТО: привлечение ТО прямых клиентов рассылками и скидочными акциями, раздача преференций для уполномоченных агентств и многое другое. Мы провели небольшой опрос, чтобы выяснить, какие темы считают приоритетными профессионалы рынка, чего они ждут от АТА?
Единый и законный договор
Важность единого агентского договора, в котором были бы соблюдены все требования законодательства, признают многие агентства. «Нечеткий договор и резкая реакция на любые предложения по корректировкам – это как лакмусовая бумажка. Для меня договор решает все – со многими операторами мы не работаем исключительно из-за некорректных условий», - отметил Алексей Крючков, директор турбюро «Одиссей» (Удомля, Тверская обл). Понятно, что одного договора для всех ТО создать невозможно, но нужен унифицированный образец, в котором гарантированно не будет пунктов, нарушающих закон.
Против скидок и бонусов
А вот вопросы этики, при всей их болезненности, опрошенные нами агенты ставят на второе место после унифицированного договора. Главным образом потому, что видят, как можно повлиять на ТО в этом вопросе. Действительно, как им запретить выходить на прямых клиентов? Кто помешает ТО предоставлять скидки и повышенные комиссии собственным агентам? Даже если будет составлен кодекс этики, станут ли поставщики турпродукта его соблюдать? Пока у профессионалов рынка больше вопросов, чем ответов. Тем более, что в отношениях ТО-ТА есть и более сложные моменты.
Внятный бухучет
Так, Леонид Рожнов, генеральный директор агентства «Ларуссия» (Москва), в качестве большой проблемы обозначил неспособность некоторых ТО своевременно и в полном объеме предоставлять документы для бухгалтерской отчетности. Да, звучит эта проблема не так увлекательно, но для практиков она не менее насущная, чем скидки ТО прямым клиентам.
Закрытый форум для открытого конроля
В общении с корреспондентом «БАНКО» агенты нашли другие интересные темы для АТА. Так, одним из предложений от агентов стала идея закрытого форума, где игроки рынка под своими именами смогут обмениваться опытом работы с ТО – во-первых, отсутствие анонимности покажет остальным пользователям, можно ли доверять тем или иным жалобам. Во-вторых, на таком форуме легко будет объединиться в случае масштабного несоблюдения ТО своих обязательств. «Новым ассоциациям стоит начинать свой путь с простых и успешных дел, - поделился мнением г-н Крючков. – Не стоит сразу браться за то, на что уйдет несколько лет, сначала нужны уверенные и небольшие шаги». Помимо отношений с ТО профессионалов интересуют отношения со страховыми компаниями и системами бронирования, с которыми не всегда получается найти общий язык – особенно что касается страховых за пределами двух столиц.
***
От редакции: "Какие вопросы профессиональной этики между ТО и ТА нуждаются в регулировании в первую очередь?", спрашивали мы читателей с 22.04 по 17.05. Вот три главных: предоставление скидок ТО прямому клиенту, безразличие ТО при спорах ТА и клиентов, особые условия для уполномоченных и собственных ТО. Благодарим за участие в опросе и высказанные мнения!