В №12 «ГЛ» есть традиционная рубрика «Песня года». Это подборка заметок о самых заметных событиях в отрасли, о которых рассказывалось в журнале и в новостях на www.TourDom.ru. Сегодня речь пойдет об Альянсе туристических агентств. Как всегда, текст приводится с подходящим «музыкальным сопровождением» – куплетами из песен разных лет, авторов и исполнителей.
Топ, топ, скоро подрастешь,
Hожками своими ты пойдешь.
Будет нелегко, малыш, подчас
Hачинать все в жизни в первый раз.
Топ, топ, топ, топ, очень нелегки,
Топ, топ, топ, топ, пеpвые шаги.
Станислав Пожлаков, Михаил Ольгин
1 августа в Минюсте была зарегистрирована общественная организация «Некоммерческое партнерство «Альянс туристических агентств» (АТА). В него вошли такие розничные структуры, как «Магазин горящих путевок», «Горячие Туры», Сеть «ТБГ. Туристические бренды», «1001 тур», «Спутник», «Виста», «Глобал Тревел», «Травел Бизнес Сервис» (ТБС), представляющие интересы, по их собственным данным, почти 4 тыс. агентств. Таким образом, к уже известным на рынке РСТ и АТОР прибавилось еще одно объединение, претендующее на влияние в отрасли. Детали концепции и позиционирования организации учредители АТА обещали раскрыть на пресс-конференции, но вместо этого 23–26 октября провели выездное совещания на Косе, куда пригласили по 15 участников своих сетей и профессиональные СМИ. Поездку организовал туроператор «Лабиринт».
Спустя почти полгода существования альянса о каких-то очевидных результатах и достижениях пока говорить не приходится, видимо, рано. Известно, что юристы компаний-учредителей разработали проекты договоров «ТА – клиент» и «ТА – ТО». Первый даже получил одобрение Ростуризма. Правда, с оговоркой, что данное ведомство не обладает полномочиями по осуществлению правовой экспертизы документов на предмет их соответствия нормативным правовым актам РФ. Тем не менее типовой договор «ТА – клиент» может оказаться очень кстати для управляющих компаний сетей, учредивших АТА, заинтересованных в унификации и приведении в порядок отношений между агентствами и их клиентурой.
А вот успех лоббирования договора «ТА – ТО», очевидно, станет для альянса в следующем году самой большой проверкой на полезность для розницы. Потому что именно в сфере договорных отношений между поставщиками турпродукта и дистрибьюторами кроются самые тонкие и критичные для обеих сторон моменты сотрудничества. Когда АТА приступит к переговорам с туроператорами или их ассоциациями, пока не сообщается. Зато здесь собираются организовать работу двух комиссий – в одной юристы займутся разработкой предложений для внесения в законодательство, в другой представители сетей будут формировать профессиональные стандарты работы турагентств.
Между тем внутри альянса происходят структурные изменения: в конце ноября было принято решение об упразднении должности вице-президента АТА, которую занимала одна из ее основателей Татьяна Дмитрова. Это было сделано из соображений равенства учредителей, голос г-жи Дмитровой «коллеги по партии», видимо, отнесли к ТБГ. И одновременно в правление приглашен Мамедов Рашад Ильхам-оглы, гендиректор директор ТБС. Таким образом, как отмечают наблюдатели, среди учредителей наметился перекос в сторону компаний, строящих бизнес в основном на субагентской деятельности и не предъявляющих особых требований к своим участникам.