Гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная - о том, как проходил совет «Турпомощи» по делу «Невы»
Что привело «Неву» к финансовому краху и адекватно ли действует руководство компании в сложившейся ситуации? Свое мнение об этом высказала корреспонденту HotLine.Travel гендиректор компании «Пегас» Анна Подгорная, член наблюдательного совета «Турпомощи».
В чем причина остановки бизнеса «Невы»? По результатам вчерашнего наблюдательного совета у меня сложилось ощущение, что в компании не уделялось достаточного внимания финансовому анализу. Есть и другие причины, но эта просто лежит на поверхности. Еще 15 июля компания продавала туры, принимала деньги от туристов, а 16-го резко прекратила работу. Зачем было делать это в самый разгар сезона? Почему руководители «Невы» не стремились поступательно снизить турпотоки, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентами и уйти из бизнеса без скандала? Не могу и не хочу утверждать, что цель была – собрать побольше денег с туристов. Остается предполагать, что отсутствовал финансовый анализ.
Ни на один из вопросов, которые я задавала представителям «Невы» вчера на наблюдательном совете, я не услышала вразумительного ответа. Спрашиваю: вот вы называете количество ваших клиентов, находящихся за границей; есть отдельные списки тех людей, которые приобрели турпакеты, и тех, кто купил только авиабилеты без наземного обслуживания? Ведь «билетчиков» мы не обязаны вывозить на средства «Турпомощи». Ответа не последовало. Только фразы о том, что сейчас ведется колоссальная работа по учету пострадавших клиентов. Какая работа? Я сейчас заплачу… Вы что, из гроссбуха фамилии выписываете? У всех все автоматизировано, любой отчет можно за несколько минут получить, если компьютер не зависнет.
Следующий вопрос. Есть понимание, с какими отелями проблем не возникнет, с какими можно договориться, а с какие не пойдут на переговоры? Где списки? Списков нет.
В результате отсутствует понимание, сколько клиентов надо эвакуировать, кто обеспечен гостиницами, а кто на улице. У Вячеслава Басова (директор «Турпомощи» - ред.) вчера была информация, наиболее приближенная к реальности. А по репликам от «Невы» создавалось ощущение, что коллеги не владеют ситуацией. «У меня звонок – детей выселяют из гостиницы», - говорит Вячеслав Басов. На что следует ответ: «Не может быть!»
Честно говоря, позиция руководства компании меня покоробила. «У нас за границей 6500 туристов. Общие списки мы вам предоставили. Вот и работайте». Это, конечно, не было сказано напрямую, но подтекст был такой. И нам дали понять, что мы теперь должны постараться избежать негатива в СМИ, чтобы все было спокойно, ведь иначе пострадает репутация всей отрасли, то есть и наша в том числе.
Да. Репутация отрасли в очередной раз страдает. Удар по имиджу колоссальный. Тем более что «Нева» в сознании клиентов была не просто рядовым туроператором, а чуть ли не эталоном стабильности.
Конечно, наблюдательный совет сделает все, чтобы защитить интересы клиентов и не допустить бессмысленного расходования средств «Турпомощи». Ведь это же наши общие деньги, все сбрасывались. Наша обязанность – считать каждую копейку.
Но, повторю, сама постановка вопроса покоробила.
И еще раз хочу сказать о том, как важен финансовый анализ в деятельности туроператора. Он должен быть не просто скрупулезным, а… на грани предчувствия.
Но даже если этого нет, тогда не надо хотя бы игнорировать очевидные вещи.
Не убедительно звучат все эти отговорки о том, что бизнес подкосили политические и экономические факторы. Ситуация на валютном рынке, тенденции спроса, конкурентный расклад в туристической сфере – все же было очевидно еще накануне сезона. По результатам раннего бронирования, по заявкам понятно, к чему идет дело. Просто не надо закрывать на это глаза.