logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 25 сентября 2014

«Мы попали в Крайнестан»

Татьяна Дмитрова – о слабых местах сильных компаний и о том, что не нам известно о кризисе

Татьяна Дмитрова – о слабых местах сильных компаний и о том, что не нам известно о кризисе

Поздравьте нас, мы наконец решились вступить в открытый диалог с читателями журнала «Горячая линия. Туризм» и выделили для этого место – колонку редактора. В ней собираемся обсуждать опубликованные статьи. И делиться собственными мыслями – вполне возможно, не совпадающими с позицией редакции. Я бы даже сказала так: эта колонка создана для того, чтобы дать возможность авторам без какой-либо внутренней цензуры (в рамках закона), не придерживаясь какого-либо жанра (хоть в стихах), высказываться по темам, поднятым или задетым в свежем выпуске «ГЛ». Причем мы оставляем за собой право уходить от предмета обсуждения на любое расстояние…

Для того чтобы реализовать такую свободу авторов, мы договорились, что никто из редакторов не станет вычитывать и править колонку до ее публикации. Как и о чем писать – полная прерогатива «дежурного ведущего». Дежурить будем без принуждения, исключительно по желанию. Посмотрим, как пройдет эксперимент. Надеюсь, вы поддержите.

Итак, начнем! Сентябрьский номер «ГЛ» мы сдавали, находясь как под наркозом – количество свалившейся информации зашкаливало. И тем не менее ставим себе в заслугу, что смогли между строк весьма корректно написать о новых важных обстоятельствах жизни турбизнеса. В статье «Слабые стороны сильных компаний» мы фактически подняли руку на святое – репутацию ключевых туроператоров, определяющих практически все на нашем рынке. До последнего времени считалось, что никакие катаклизмы им не страшны. Но мы позволили себе в этом усомниться. А еще благодаря изучению иностранного опыта у нас появились критерии, по которым мы можем сверяться, на какой стадии упадка находится крупный бизнес. Если бы у меня была возможность расширить эту статью, я бы добавила примеры туротрасли Испании, когда в результате спада спроса там рухнули основные туроператоры, причем вертикально интегрированные холдинги, устойчивее которых, казалось, никого нет.

Зачем мы поднимаем такие темы? Совсем не для того, чтобы показать свое неуважение к известным брендам, а, наоборот, чтобы обратить их внимание на их же собственную высокую значимость и ответственность за свое благополучие, уязвимость, которая очевидна, если хоть немного смотреть по сторонам.

Направление выездного туризма в России, как многим кажется, функционировало до последнего времени по своим диким правилам, выбиваясь из логики нормального бизнеса, поэтому то, что с ним случилось летом, представляется некой ошибкой, случайным глюком. Возможно, поэтому такое раздражение вызывают люди, стоящие за крахами.

Мы попали в Крайнестан

На самом деле произошедшие и предстоящие события укладываются в колею, описанную не раз и не одним экономистом. Мне лично очень понятен и интересен в этом смысле Нассим Талеб. Несколько лет назад я прочитала его книгу «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». И тогда же окончательно перестала доверять корпорациям, а также ожидать стабильности. Вот иллюстрация от автора «Черного лебедя»:

«…Представьте председателя банка, чье учреждение получает стабильную прибыль, а потом разом рушится под ударом судьбы. Традиционные приметы банкира-процентщика – тяжелый зад, чисто выбритый подбородок и самая неброская и скучная одежда – темный костюм, белая рубашка и красный галстук. Да, для выдачи кредитов банки нанимают скучных людей и обучают их еще большей скучности. Но это только видимость. Они выглядят консервативно только потому, что банки-кредиторы лопаются лишь в редких, очень редких случаях. Невозможно оценить эффективность их кредитной деятельности, наблюдая за ней в течение дня, недели, месяца – даже столетия! Летом 1982 года крупные американские банки потеряли почти все свои накопления (в совокупности), почти всё, что они заработали за историю американского банковского дела, – всё. Они давали кредиты странам Южной и Центральной Америки, которые одновременно объявили дефолт – «событие из ряда вон». Понадобилось одно лето, чтобы понять, что это был бизнес лохов, строивших свое благосостояние на весьма рискованной игре. А до тех пор банкиры убеждали всех – включая самих себя, – что они страшно «консервативны». Они не консервативны – просто очень здорово научились себя обманывать, закрывая глаза на возможность гигантских, катастрофических потерь. Более того, этот фарс повторился спустя десятилетие, когда «рискоустойчивые» крупные банки снова оказались в финансовой западне – и многие обанкротились – после краха рынка недвижимости в начале 1990-х. В итоге загнувшаяся индустрия сбережений и кредитов потребовала от налогоплательщиков вливания в объеме более полутриллиона долларов, и Федеральный резервный банк оживил ее за наш счет».

С нами происходит сейчас то, что неоднократно переживали другие отрасли, причем яркие примеры есть в современной истории бизнеса. Все происходит одинаково, невозможно закрыть на это глаза. И раз уж я обратилась к книге г-на Талеба, большого исследователя экономических кризисов, не могу обойти вниманием его понятие динамики. Он предложил называть ее Среднестан (грубо говоря, период стабильности) и Крайнестан (кризис). Мы, похоже, оказались в Крайнестане. И стоит приготовиться к тому, что наши ориентиры, привычки и даже авторитеты придется поменять. Об этом тоже все уже давно известно…

Вот как описывает разницу между Среднестаном и Крайнестаном автор «Черного лебедя»: «…Главное различие можно определить и по-другому: в Среднестане мы вынуждены терпеть тиранию коллективного, рутинного, очевидного и предсказуемого; в Крайнестане нами правит тирания единичного, случайного, невидимого и непредсказуемого. Как бы вы ни старались, вам не удастся сбросить за день десяток килограммов – вам понадобится труд многих дней, недель и даже месяцев. Аналогично, если вы работаете дантистом, вы никогда не разбогатеете за один день, но вы можете вполне прилично разжиться за тридцать лет мотивированного, усердного, дисциплинированного и регулярного сверления зубов. Если же вы ставите себя в зависимость от крайнестанских спекуляций, то можете приобрести или потерять состояние за одну минуту.

Таблица № 1 подытоживает разницу между двумя типами динамики.

СРЕДНЕСТАНКРАЙНЕСТАН
НемасштабируемостьМасштабируемость
Рядовая случайность (1-го типа)Из ряда вон выходящая (иногда далеко выходящая) случайность (2-го типа)
Самый типичный представитель – середнякСамый «типичный» представитель – гигант или карлик, то есть типичных нет вообще
Победителям достается небольшой кусок общего пирогаПобедитель получает почти все
Аудитория оперного певца до изобретения граммофонаСегодняшняя аудитория артиста
Чаще встречается в жизни наших предковЧаще встречается в современности
Угроза Черного лебедя невеликаУгроза Черного лебедя очень значительна
Строгая подчиненность законам тяготенияФизические пределы отсутствуют
В центре (как правило) – физические величины, например ростВ центре – числа, скажем доходы
Близость к утопическому равенству (насколько позволяет реальность)Крайняя степень неравенства
Итог не зависит от единичного случая или наблюденияИтог определяется ничтожным числом экстремальных событий
Наблюдение на протяжении ограниченного отрезка времени дает представление о происходящемНеобходимо долгое время, чтобы понять, что происходит
Тирания коллективногоТирания случайного
Исходя из видимого, легко предсказать невидимоеТрудно делать предсказания на основании уже имеющейся информации
История ползетИстория совершает скачки
События распределяются по гауссовой кривой (ВИО) или ее вариантамРаспределение осуществляют либо мандельбротовские «Серые лебеди» (научно контролируемые), либо абсолютно неконтролируемые «Черные лебеди»
  • Люди туризма
Автор Татьяна Дмитрова
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

«Речной круиз всего 2 дня, а впечатлений – на неделю»
«Речной круиз всего 2 дня, а впечатлений – на неделю»

Люди туризма

05/06/2025
Высокий курс и низкий спрос: как турбизнес прожил 2023 год
Высокий курс и низкий спрос: как турбизнес прожил 2023 год

Люди туризма

09/01/2024
Они отдают тело, а мы – душу, или Зачем нужны турагенты
Они отдают тело, а мы – душу, или Зачем нужны турагенты

Люди туризма

21/06/2023
«Я выхожу от тебя и думаю, где бы взять денег на очередную поездку»
«Я выхожу от тебя и думаю, где бы взять денег на очередную поездку»

Люди туризма

04/02/2022
Как сделать карьеру в гостиничной сети?
Как сделать карьеру в гостиничной сети?

Люди туризма

30/06/2021
Прощай, БМ
Прощай, БМ

Люди туризма

02/04/2021
Философия однолюба – памяти Бориса Музенидиса
Философия однолюба – памяти Бориса Музенидиса

Люди туризма

27/03/2021
Вырвались на свободу: как проходят майские праздники в режиме самоизоляции

Люди туризма

03/05/2020
Привет, Андрей! Основатель МГП вернулся в турбизнес

Люди туризма

25/04/2020
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение