logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 15 ноября 2007

Девушка, самолет, небо

Кристиан Мандл разложил на столе карту России. «Огромный, неохваченный рынок, – рассуждал он. – У многих русских нет денег на дорогие перелеты, им понравится мое предложение. Остается только доказать это российским авиавластям…»

Девушка, самолет, небоИстория одного дискаунтера

Кристиан Мандл разложил на столе карту России. «Огромный, неохваченный рынок, – рассуждал он. – У многих русских нет денег на дорогие перелеты, им понравится мое предложение. Остается только доказать это российским авиавластям…» Семь лет назад Кристиан точно так же пробивал казавшуюся тогда неприступной стену – министерство транспорта Словакии. Сейчас основанную им авиакомпанию SkyEurope знает вся Европа. Г-н Мандл уже сам с трудом верит, что это он когда-то бродил по улицам Братиславы, судорожно соображая, где же взять денег…

Голливудская мелодрама по-братиславски

Кристиан Мандл родился в Брюсселе, в состоятельной австрийской семье. С детства свободно говоря на немецком, французском, английском и испанском языках, он мечтал стереть границы между Восточной Европой и Западом, открыть мир людям, которые тогда не имели возможности путешествовать. Будучи студентом Парижского Института Политики, он с волнением следил за событиями в СССР, где в то время происходил путч, при первой возможности стал участвовать в международных проектах, позволивших ему побывать в Польше, Болгарии и прочих странах соцблока. Потом окончил магистратуру Открытого Университета Берлина и подключился к проектам Евросоюза. Так он оказался в Братиславе.

С заданием комиссии ЕС – прощупать почву для будущих инвестиций – Кристиан справился легко и должен был покинуть город. Но у него не выходила из головы одна девушка. Он встретил ее в небольшой консалтинговой фирме, когда исследовал местные бизнес-структуры. Если уедет, то потеряет ее навсегда. Чтобы этого не случилось, он решил остаться в Братиславе.

Кристиан хорошо ориентировался в инвестиционных возможностях Словакии, поэтому, не долго думая, открыл в столице компанию Danube Consulting и занялся привлечением финансовых потоков с Запада…

Как найти этого человека?

25-летний Кристиан прогуливается по улочкам Братиславы. Вот уже год он женат, счастлив, только его консалтинговый бизнес развивается не очень активно. Зато есть новая коммерческая идея. «Бюджетная авиакомпания, вот что нужно, – думает Мандл. – Словаки не могут полноценно путешествовать: национального перевозчика нет, а иностранные баснословно завышают цены». Правда, сам Кристиан в авиации не понимает ровным счетом ничего и чувствует себя голливудским сценаристом, у которого есть прекрасный сюжет для фильма, но нет толкового продюсера.

…Он остановился возле газетного киоска. Взял в руки деловой журнал и наугад открыл страницу. Фотография незнакомого человека и подпись: «Алан Сковронек, генеральный директор бельгийской авиакомпании City Bird Airlines». Из интервью следовало, что г-н Сковронек – бельгиец польского происхождения. Ему всего 27 лет, но он уже успешно раскрутил перевозчика Virgin Express, а City Bird – вообще его собственное детище. Кристиана словно ударило молнией. «Срочно звонить в редакцию! Там подскажут, как найти этого человека», – подумал он.

Пятый язык для министра

Г-н Сковронек, подуставший от работы в брюссельских авиакомпаниях, довольно легко принял предложение Кристиана оставить бизнес в Бельгии, перебраться в Братиславу и стать соавтором проекта low-cost-перевозки под названием SkyEurope. Алан уверил Кристиана, что их будущая авиакомпания, призванная открыть Словакии небо Запада, должна опираться на модели успешных дискаунтеров с мировым именем – Easy Jet и Ryanair. Бизнес-план, над которым партнеры трудились днем и ночью, был готов. Однако чиновники министерства транспорта, рассмотрев их заявку на регистрацию нового перевозчика, дали понять, что иностранным предпринимателям-идеалистам здесь в принципе не рады, а тем более, если они ограничены в средствах.

С деньгами действительно было плохо. Все, чем располагали партнеры – небольшой капитал Кристиана, основанный на сделках Danube Consulting. Впрочем, они надеялись, что их проектом заинтересуются инвесторы. Но сначала надо получить лицензию в Минтрансе. Круг замкнулся. Оставалось одно: попытаться встретиться с министром лично.

Но господин министр говорит только по-словацки…

И Мандл отправился изучать пятый язык. Не спал ночами, запоминая ни на что не похожие слова. Спустя почти год, осенью 2001-го, Кристиан сидел в кабинете высокого чиновника и горячо доказывал на родном языке собеседника: «Во всем мире дискаунтеры пользуются спросом, а здесь никто даже не знает, что такое low-cost и как это выгодно! Сейчас многие словаки вынуждены путешествовать поездом или автобусом, а мы дадим им возможность за те же деньги летать». Произошло чудо: аргументы Мандла министр нашел убедительными и дал SkyEurope зеленый свет. Правда, намекнул учредителям, что государство не будет участвовать в решении их финансовых проблем.

Но это казалось Кристиану и Алану сущим пустяком. Они собирались отметить на днях радостное событие в каком-нибудь ресторане… Но ровно через пять дней грянуло 11 сентября 2001 г. Фортуна от них, похоже, отвернулась. «Денег нет, ни один инвестор не посмотрит в нашу сторону. Да и какой теперь вообще спрос на перевозку? Неужели SkyEurope обречена?» – переживал Кристиан. Алану возразить на это было нечего.

Единственный выход

…Мандл сидел в собственном маленьком ресторане. Он открыл заведение полгода назад в центре Братиславы, это был единственный выход из сложившегося положения. Ресторан пользуется спросом, особенно в праздники. Вот сейчас, например, под Новый год в зале почти не осталось свободных столиков. Прибыли хватает на зарплаты сотрудникам SkyEurope и оргтехнику. Только вот для лизинга самолетов денег недостаточно.

Пока удалость обзавестись лишь одной машиной. Это бразильский среднемагистральный Embraer 120ER. На нем в начале января 2002 г. запланирован первый рейс по маршруту Братислава – Кошице. Его бесплатно предоставила в лизинг грузовая авиакомпания из Испании. Она же выступила в роли первого инвестора SkyEurope, вложив в нее 2 млн евро. Но Кристиан не планировал ограничиваться региональной перевозкой, а чтобы летать в Европу, требовались «боинги». Двумя миллионами здесь не обойтись. Да и налоги на ввоз машин иностранного производства в Словакию нереально высоки. Шесть месяцев Кристиан и Алан писали письма в министерство финансов, а один раз даже встретились с министром, пытаясь пролоббировать снижение пошлин на импорт воздушных судов. Но все безрезультатно.

…В ресторан вошел Алан. Его лицо сияло. «У меня две хорошие новости, – заявил он. – Министерство финансов сегодня издало указ о снижении пошлин на ввоз импортных самолетов, и нам готовы дать кредит Европейский Банк Реконструкции и Венский Банк!»

О чем не знал Папа Римский

Кристиан и Алан наблюдали, как дизайнеры и рабочие готовят баллончики с красками и прочее оборудование, чтобы украсить новый Боинг-737-500 изображениями Адрианы Скленариковой-Карембо – словацкой топ-модели, известной также как «Мисс Лондон» и лицо Парижского футбольного клуба.

Шел 2003 г. Владельцы low-cost-перевозчика уже практически были национальными героями Словакии и Венгрии, откуда активно летали по Европе. Билеты за 99 евро в один конец потребитель принял на ура. СМИ называли SkyEurope первой бюджетной авиакомпанией в Восточной Европе, которая добилась всего без помощи правительства. Но все же реклама в «духе времени» не помешает, думали партнеры. Они надеялись с помощью Адрианы провести эффектную рекламную кампанию маршрутов Братислава – Париж и Братислава – Лондон. Контракт с моделью стоил большей части денег, полученных от нескольких инвесторов. Дорого. Но Кристиан и Алан считали, что игра стоит свеч.

…К ним подбежала секретарь компании. «Мистер Мандл, мистер Сковронек, с минуты на минуту здесь появится Папа Римский!», – закричала она.

В Словакию, которая через год должна была стать членом Евросоюза, прибыл с визитом Иоанн Павел II, и министр транспорта посоветовал понтифику воспользоваться услугами нацперевозчика. Официально SkyEurope не имела этого статуса, но такая рекомендация и такой гость – большая честь. О событии завтра напишут все газеты и журналы. Но что скажет Папа, увидев самолет, со всех сторон пестреющий портретами яркой, даже вызывающей красотки? Пришлось срочно давать отбой бригаде художников и платить неустойку рекламному агентству… Прием Иоанна Павла II на борту SkyEurope прошел, как говорится, без сучка, без задоринки.

Шоу должно продолжаться. В России

Кристиан Мандл наводил порядок в своем письменном столе. На глаза ему попались старые газеты.

«SkyEurope совершила первый рейс из аэропорта Праги».
«Словацкий дискаунтер начнет полеты из Вены».
«Лоукостер из Словакии планирует выйти на рынок Украины».

И еще: «Словацкий перевозчик пытается обыграть в конкурентной борьбе лоукостера Smart Wings на рынке Чехии. Он отменил рейсы, и SkyEurope принял всех его пассажиров, взяв с них по кроне за билет. В ответ на это Smart Wings пообещал в случае невыполнения SkyEurope своих обязательств предоставить его клиентам бесплатные кресла…».

А потом: «SkyEurope отложил публикацию своего финансового отчета…», «Акции авиакомпании упали на 67%...», «За первое полугодие 2006 г. рентабельность продаж перевозчика была отрицательной…».

Да, компании пришлось пережить тяжелые времена. Но разве он, Кристиан, еще два года назад не говорил в интервью журналистам словацкой газеты Slovak Spectator, что авиакомпании-лоукостеры обычно сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами примерно каждые три года? Ведь выстроить такой бизнес непросто: зимой, например, чтобы заполнить все самолеты, приходится сильно снижать цены, а иногда и вовсе уходить за грань рентабельности с надеждой компенсировать убытки в высокий сезон.

Сейчас кризис вроде бы миновал. Общий доход за третий квартал 2007 г. составил 66,6 млн евро. Это на 26% больше, чем финансовые показатели за тот же период 2006-го. В парке авиакомпании уже 14 «боингов». И вообще, если оглянуться, все не так плохо. Когда SkyEurope начинала свою деятельность, из аэропорта Братиславы отправлялось 300 тыс. пассажиров в год. А сейчас – 3,3 млн. И все благодаря ему, Кристиану. Он может смело сказать, что жизнь удалась. Скоро к тому же он во второй раз станет отцом.

Кристиан добрался до газет за 2007 г. «В апреле соучредитель SkyEurope Алан Сковронек решил покинуть авиакомпанию, – прочитал он. – Алан проработал с Кристианом Мандлом семь лет и участвовал в развитии и продвижении перевозчика. В интервью нашему корреспонденту он сообщил, что гордится достижениями SkyEurope, однако стадия раскрутки фирмы успешно завершена, и его миссия на этом закончена…». Алан вернулся в Брюссель. Кристиан не стал комментировать журналистам, что для него значит уход из компании верного партнера, с которым они столько пережили вместе. Официальная информация только одна: ничего не изменилось, просто в состав cовета директоров вместо г-на Сковронека вошел Ник Манудакис (бывший менеджер Easy Jet), и развитие SkyEurope продолжается согласно сценарию…

Вот, например, давно задуманный выход на российский рынок. «В данный момент идут переговоры с авиавластями, – сообщил Кристиан Мандл корреспонденту «ГЛ». – Я всегда знал, что будет нелегко, а сейчас убеждаюсь в этом на практике. Но я изучаю русский язык, надеюсь, он мне поможет. Да и вообще, мне не привыкать. Моя работа – сплошной адреналин…».

  • Люди туризма
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

«Речной круиз всего 2 дня, а впечатлений – на неделю»
«Речной круиз всего 2 дня, а впечатлений – на неделю»

Люди туризма

05/06/2025
Высокий курс и низкий спрос: как турбизнес прожил 2023 год
Высокий курс и низкий спрос: как турбизнес прожил 2023 год

Люди туризма

09/01/2024
Они отдают тело, а мы – душу, или Зачем нужны турагенты
Они отдают тело, а мы – душу, или Зачем нужны турагенты

Люди туризма

21/06/2023
«Я выхожу от тебя и думаю, где бы взять денег на очередную поездку»
«Я выхожу от тебя и думаю, где бы взять денег на очередную поездку»

Люди туризма

04/02/2022
Как сделать карьеру в гостиничной сети?
Как сделать карьеру в гостиничной сети?

Люди туризма

30/06/2021
Прощай, БМ
Прощай, БМ

Люди туризма

02/04/2021
Философия однолюба – памяти Бориса Музенидиса
Философия однолюба – памяти Бориса Музенидиса

Люди туризма

27/03/2021
Вырвались на свободу: как проходят майские праздники в режиме самоизоляции

Люди туризма

03/05/2020
Привет, Андрей! Основатель МГП вернулся в турбизнес

Люди туризма

25/04/2020
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение