Почему три крупных туроператора синхронно отключили оптового турагента от систем бронирования?
Известие о том, что один из крупнейших центров бронирования туров – «РоссТур», консолидирующий платежи нескольких сотен турагентов, вынужден прекратить приём новых заявок по трём туроператорам – Coral Travel, Sunmar и «Пегас Туристик», – взбудоражило туристический рынок. С ночи 2 октября в профессиональном сообществе обсуждается данный прецедент. Его исключительность в том, что никогда ранее туроператоры не прибегали к резким действиям в отношении своих розничных партнёров такого масштаба, аннулируя их пароли для входа в систему бронирования «на полном ходу», при наличии существенного оборота заявок.
Ещё один важный фактор в этих обстоятельствах – цепная реакция поставщиков услуг. Если согласованность действий Coral Travel и Sunmar 28 сентября можно объяснить общими корпоративными интересами, то «блокаду» со стороны их конкурента – «Пегас Туристик», который забрал у «РоссТура» ключи к своей системе бронирования 1 октября, имеет явно другую подоплёку. По данным источника в «РоссТуре», в понедельник «Пегас» в категоричной манере потребовал от своего розничного партнёра произвести незамедлительную оплату заявок по всей глубине бронирования до декабря, в противном случае – штрафные санкции составят 100 %. По неофициальной информации, в списке туроператоров, заявивших аналогичные претензии центру бронирования, – больше трёх компаний, но они не упоминаются в сообщении «РоссТура» своим франчайзи, так как их объемы в структуре продаж относительно небольшие. Среди таких поставщиков, в частности, «НТК Интурист». Сергей Толчин, директор по продажам туроператора, подтвердил HL: «К завершению вторника текущей недели все коды доступа центру бронирования были заблокированы для создания новых заявок».
Сами туроператоры на условиях анонимности комментируют ограничительные меры в отношении «РоссТура» задолженностями компании. Однако никто из них прямо не указывает на неоплату туров по вылетающим туристам. Речь идёт исключительно о нарушении платёжной дисциплины – что до последнего времени было обычной практикой в отношении крупных консолидаторов. Как сообщили редакции в одном из поставщиков: «На прошлой неделе мы начали частично ограничивать им доступ для создания новых заявок по отдельным учетным записям в связи с существенным отклонением от общепринятого графика оплат и неоднократными просьбами вернуться к нормальному темпу оплат. Для всех типов агентств условия у нас теперь одинаковые». Таким образом, можно предполагать, что сами туроператоры, проводя финмониторинг партнёров, увидели признаки возможного кассового разрыва у «РоссТура» и решились на кардинальные действия, чтобы методом нажима получить максимум возможного с минимальными для себя потерями.
Дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от того, как поведут себя другие крупные туроператоры: «Библио-Глобус» и ANEX Tour. Пока официальных сообщений от них не поступало. Можно предположить, что в этих компаниях не хотят усугублять и без того непростую ситуацию «РоссТура» публичными заявлениями негативного толка. Однако трудно представить, что кто-то из них протянет руку помощи розничному партнёру.
Обсуждая нетипичные резкие действия крупных туроператоров в отношении консолидатора оплат, с которыми их связывают многолетние отношения, эксперты отмечают общую сложную ситуацию на рынке и недостаток оборотных средств у самих поставщиков туруслуг. Дефицит спроса, нехватка кредитных средств, груз обязательств перед партнёрами по перевозке и размещению вынуждает туроператоров использовать все возможные способы для пополнения своего собственного бюджета. Однако, по мнению наблюдателей, такая санация розничного рынка вряд ли может принести долгосрочные выгоды туристическим корпорациям – репутационные потери распространяются на весь турбизнес.