Кто виноват в неэффективности «Турпомощи» и при чем здесь «ИрАэро»?
Возможная смена руководителя «Турпомощи» Александра Осауленко остается в центре внимания профессионального сообщества. Пока в группе «Трэвел Президиум» на Фейсбуке обсуждают подоплёку происходящего, в редакцию HotLine.travel поступают отклики на статью по этой же теме, опубликованную 11 июля. Мы готовы поделиться с вами несколькими эксклюзивными комментариями и продолжить тему кризиса в «Турпомощи».
Принципиальные разногласия наблюдателей вызвала версия о том, что за инициацией отставки главы «Турпомощи» стоит лоббистская группа, якобы пытающаяся оказать давление на Осауленко, дабы вынудить его оплатить задолженность туроператора «Жемчужная Река» перед авиакомпанией «ИрАэро» из резервного фонда. Осауленко сопротивляется, считая требования необоснованными, незаконными, и советует контрагенту обращаться в суд.
Кто прав в этом конфликте, эксперты судить не берутся. Но для понимания ситуации в целом мы обратились к нескольким источникам.
Речь о событиях декабря 2018 года, когда после ультиматума перевозчика в адрес «Жемчужной Реки» клиентов этого туроператора пришлось эвакуировать домой, в том числе с участием «Турпомощи». Деньги из фонда «ИрАэро» получила только за один рейс, а еще четыре до сих пор остаются не оплачены, задолженность составляет более 860 тыс. долларов.
Дирекция перевозчика ссылается на правомерность своих требований, основываясь на решении, зафиксированном в протоколе совещания в Минтрансе от 10 декабря 2018 года. Согласно документу авиакомпании поручено организовать вывоз туристов за счет собственных средств с последующей компенсацией затрат из средств резервного фонда ассоциации «Турпомощь». Кроме того, в «ИрАэро» утверждают, что выполнили все предписания регулятора, в частности, предоставили данные из электронной системы выписки билетов, подтверждающие основания считать перевозку эвакуационной. Но денег от «Турпомощи» так и нет, как и ясности, когда вопрос будет решен. «Нас просто игнорируют. Мы за свой счет выполнили вывозные рейсы, документально доказали, что осуществили эвакуацию туристов на законных основаниях. Но в «Турпомощи» не реагируют на наши обращения. Между тем мы являемся частной компанией, совершенно логично, что хотим вернуть деньги».
Правда, как мы видим из этих комментариев, конфликт между «ИрАэро» и «Турпомощью» действительно существует. Его можно рассмотреть как частный случай, спор хозяйствующих субъектов, который решается в суде. Однако наш источник в Минтрансе считает иначе: «За этой ситуацией внимательно наблюдают в авиакомпаниях. Если произойдет прецедент с тем, что перевозчик выполнил требования по эвакуации пассажиров, но не компенсировал свои затраты, то в дальнейшем ни Федеральное агентство по туризму, ни руководство Минэкономразвития не смогут заставить авиакомпании оперативно подключаться для вывоза пассажиров». Вполне возможно, что такого же мнения придерживаются в Ростуризме. Поэтому нельзя исключать, что независимая и несговорчивая позиция директора ассоциации раздражает реформаторов Минэкономразвития, которым поставлена задача оздоровления отрасли, нормализации ее отношений с другими ведомствами.
В Ростуризме нашей редакции подтверждают: в планах ведомства – достижение прозрачности деятельности ассоциации, повышение ее эффективности, как следствие, – полезность для отрасли и туристов. Вот каким, по мнению источника, должен быть руководитель «Турпомощи»: «Во главе общественной организации, которая так тесно связана с деятельностью государственных структур, курирующих туротрасль, должен стоять человек клиентоориентированный, готовый к командной работе. И способный организовать процессы реагирования участников отрасли на чрезвычайные ситуации, на жалобы, запросы туристов так, как надо, без лишней бюрократии и проволочек». Вряд ли кто-то станет возражать против кандидатуры с таким набором качеств. И всё же…
«Тут вопрос не столько в персоналиях, сколько в функционале ассоциации и регламенте экстренной помощи. Нужно делать процедуру ее оказания более прозрачной, не требующей дополнительных действий со стороны туристов», – считает руководитель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов. Сейчас, чтобы заполнить заявку на сайте «Турпомощи», например, нужно указать ИНН. «Кто его вспомнит, находясь на отдыхе, в экстренной ситуации?» – спрашивает юрист.
Александр Байбородин, руководитель компании «Юристы для турбизнеса», отмечает критическую массу негатива в адрес «Турпомощи». В группе FB «Трэвел Президиум» он обобщает претензии к ассоциации со стороны участников рынка, часть из которых – в зоне ответственности ее руководителей:
1. «Кубышка, которая очень редко открывается», – на рынке сложилось впечатление, что, перефразируя известный рекламный слоган, «Турпомощь» не платит. Никогда».
2. Затянулся вопрос с прозрачностью механизма начисления процентов на фонд персональной ответственности туроператоров. Многие операторы в кулуарах возмущались тем, что не получают предусмотренный законом процент на свои «вложения» в фонды.
3. На турагентском рынке имидж сильно испортился в связи с историей с реестром турагентов. Вспомним, четкого указания в законе на платность реестра не было. Это вызывало на турагентском рынке высказывания о «незаконных поборах».
4. «Турпомощь» не всегда оперативно отвечала на запросы госорганов. Взаимодействие было неидеальным, иногда регуляторам приходилось месяцами ждать ответы на запросы, а то и не получать их вовсе.
В итоге эксперты задаются вопросом: поможет ли смена руководителя ассоциации решить накопившиеся проблемы и сделать работу действительно эффективной? Особенно в ситуациях, которые требуют оказания помощи туристам, пострадавшим от действий туроператоров.
Очевидно, отраслевым реформаторам из правительственных структур будет удобнее взаимодействовать с более лояльным и гибким главой ассоциации, поскольку «когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет». С другой стороны, судя по высказанным мнениям, основные проблемы, которые бьют по репутации турбизнеса и демотивируют туристов обращаться к туроператорам и турагентам, лежат в области законодательства. А решить их – задача куда более сложная, чем заменить руководителя «Турпомощи». Впрочем, даже этот первый шаг может вызвать затруднения. Уходить по собственному желанию директор «Турпомощи» не собирается, а, напротив, настроен на борьбу за свои принципы и место. Кроме того, смена директора ассоциации – в исключительной компетенции общего собрания ассоциации.