logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
18:39, 18 февраля 2020
20680

Тур с должком

Что делать, если турист оказался невыездным

Количество невыездных должников в России ежегодно растет, согласно недавно опубликованной Федеральной службой судебных приставов (ФССП) статистике. За прошлый год судебные приставы вынесли 7,8 млн постановлений о временном ограничении на выезд должников из России – это на 2,1 млн больше, чем за весь 2018 год. При этом на конец 2019 года действовало 3,2 млн таких постановлений.

812.jpg

Проблема в целом не является критичной для организованной туротрасли хотя бы потому, что многие туристы признают свой невыездной статус или просто не имеют возможности купить тур, и случаев, когда клиенты требуют возврата денег, а турагенты в замешательстве, становится всё больше. Редакция HotLine.travel побеседовала о проблемах невыездных туристов с юристом Еленой Бариновой, которая представляет интересы турагентов в судах и имеет личный опыт руководства турфирмой.

Часто ли агенты сталкиваются с тем, что продают туры невыездным должникам, а туристы впоследствии говорят, например, что их не предупредили?

Такие случаи встречаются. Туристы обращаются в суд с требованием к турагенту вернуть полную стоимость путевки. Позиция туриста в том, что при заключении договора работник турфирмы не предоставил информации о необходимости проверить наличие постановления судебных приставов об ограничении на выезд за границу, а по закону предоставление информации – это зона ответственности турагента.

В этом вопросе многое зависит от того, по какому договору работает турагентство. В последнее время усилиями отраслевых юристов разработаны шаблоны договоров, которые максимально защищают представителей розницы от массы проблемных ситуаций. Многие компании внедрили в практику такие договоры, и я рекомендую последовать данному примеру тем, кто этого до сих пор не сделал.

Наличие в договоре обязанности туриста письменно сообщить турагентству информацию об обстоятельствах, препятствующих оказанию услуг, в частности, об ограничении на право выезда из РФ, наложенные Федеральной службой судебных приставов, полностью исключает вину турагентства при невыезде туриста по этой причине. Пять лет назад я высказалась в HotLine.travel, что договор – это контрацептив, который должен защищать турагента, – не отказываюсь от этого выражения и сейчас.

И всё же может ли турист рассчитывать на возмещение расходов и какими правилами должен руководствоваться агент?

Если отказ в выезде последовал по вине туриста, то это его проблема, поскольку невозможность оказания услуги по договору о реализации туристского продукта стало следствием действий его самого, а не турагента. В этом случае действует общее правило, по которому турист возмещает фактически понесенные расходы, которые зафиксированы туроператором, а значит, рассчитывать на возвращение полной стоимости путевки не следует.

При этом в интересах турфирм настоятельно рекомендовать туристам внимательно знакомиться с текстом договора, в том числе обращая особое внимание на его обязанности информировать об обстоятельствах, препятствующих оказанию услуг, – в том числе о наличии задолженности.

На чью сторону в таких случаях встают суды?

Чаще всего, когда иск предъявляется турагентству, суды туристам отказывают. Главное для агентства: не игнорировать вызов в суд и грамотно изложить свою позицию по делу.

Пару лет назад при рассмотрении в Мосгорсуде апелляционной жалобы туриста Судебная коллегия обратила внимание, что в договоре с ним отсутствовало указание на его обязанность проверить наличие ограничений на выезд, а турагент его об этом не предупредил. Тогда я объясняла суду, что в обязанности работника турфирмы входит информирование туриста о потребительских свойствах туристского продукта: в каком отеле и номере будет жить, каким транспортом добираться и т. д. Я уверена, что устраивать допрос законопослушным гражданам по поводу наличия у них долгов было бы странным и неэтичным со стороны агентства. Суд с моими доводами согласился, решение районного суда оставлено в силе, в иске туристу было отказано.

02.jpg

Как обезопасить себя турагенту – понятно, а что может сделать турист? Ведь немало случаев, когда задолженность уже оплачена – особенно если человек это делает за день до путешествия, например, – но в системе это не отобразилось и туристу не дают вылететь?

К сожалению, на практике в большинстве случаев о том, что права на выезд из России ограничены, турист узнает только в аэропорту при прохождении пограничного контроля. Если судебный пристав не известил должника о наличии в отношении него исполнительного производства, а также об имеющемся постановлении о временном ограничении на выезд, у туриста есть право требовать компенсации понесенных расходов – причем не с турагента.

Здесь есть важный момент: судебный пристав должен уведомить должника по 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в день вынесения постановления или на следующий день. Eсли должник не проживает по тому адресу, куда направили постановление, отказался (забыл) получить документы от ФССП или же Почта России не доставила извещения, всё равно будет считаться, что приставы выполнили свою работу, а должник извещен о наличии исполнительного производства и запрете на выезд за границу.

Единая судебная практика по таким делам сформировалась в пользу должников: этому способствовало постановление Пленума Верховного Суда, указавшего, что судебный пристав-исполнитель не вправе ограничивать должника в выезде из России при отсутствии доказательств, что человек был извещен о наличии в отношении него исполнительного производства. Ответчиком по таким делам выступает Министерство финансов РФ, поскольку ущерб причинен незаконными действиями (бездействием) должностных лиц ФССП.

Если суд выносит решение в пользу туриста, последний может взыскать стоимость поездки и компенсацию морального вреда.

В ситуациях, о которых вы упомянули, когда долги погашены, а ограничения вовремя не сняты, нужно отметить, что закон не устанавливает определенных сроков прохождения постановления об отмене временного ограничения на выезд. К сожалению, введенная Единая система межведомственного электронного взаимодействия между ФССП и ФСБ не сократила сроков прохождения документов от этих ведомств к органам пограничного контроля. Реально срок, в течение которого снимается запрет на выезд за границу, составляет минимум одну неделю, максимум – две. И здесь нужно иметь в виду, что самостоятельно предъявленная туристами копия постановления о снятии ограничения сотрудниками контрольно-пропускных пунктов не принимается.

  • Дела судебные
  • #Выездной туризм
  • #Юридические вопросы
Автор Ксения Кондратьева
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/dela-sudebnye/tur-s-dolzhkom/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд

Дела судебные

17/07/2024
66060
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»

Дела судебные

22/06/2024
44376
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей

Дела судебные

14/05/2024
44982
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда

Дела судебные

24/10/2023
37725
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии

Дела судебные

01/06/2022
41340
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?

Дела судебные

16/05/2022
32835
Совет вернуть агентское вознаграждение туристу – вредный

Дела судебные

16/06/2020
46342
Суды с туристами: какие перспективы?

Дела судебные

01/04/2020
60793
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте