Что делать, если турист оказался невыездным
Количество невыездных должников в России ежегодно растет, согласно недавно опубликованной Федеральной службой судебных приставов (ФССП) статистике. За прошлый год судебные приставы вынесли 7,8 млн постановлений о временном ограничении на выезд должников из России – это на 2,1 млн больше, чем за весь 2018 год. При этом на конец 2019 года действовало 3,2 млн таких постановлений.
Проблема в целом не является критичной для организованной туротрасли хотя бы потому, что многие туристы признают свой невыездной статус или просто не имеют возможности купить тур, и случаев, когда клиенты требуют возврата денег, а турагенты в замешательстве, становится всё больше. Редакция HotLine.travel побеседовала о проблемах невыездных туристов с юристом Еленой Бариновой, которая представляет интересы турагентов в судах и имеет личный опыт руководства турфирмой.
Часто ли агенты сталкиваются с тем, что продают туры невыездным должникам, а туристы впоследствии говорят, например, что их не предупредили?
Такие случаи встречаются. Туристы обращаются в суд с требованием к турагенту вернуть полную стоимость путевки. Позиция туриста в том, что при заключении договора работник турфирмы не предоставил информации о необходимости проверить наличие постановления судебных приставов об ограничении на выезд за границу, а по закону предоставление информации – это зона ответственности турагента.
В этом вопросе многое зависит от того, по какому договору работает турагентство. В последнее время усилиями отраслевых юристов разработаны шаблоны договоров, которые максимально защищают представителей розницы от массы проблемных ситуаций. Многие компании внедрили в практику такие договоры, и я рекомендую последовать данному примеру тем, кто этого до сих пор не сделал.
Наличие в договоре обязанности туриста письменно сообщить турагентству информацию об обстоятельствах, препятствующих оказанию услуг, в частности, об ограничении на право выезда из РФ, наложенные Федеральной службой судебных приставов, полностью исключает вину турагентства при невыезде туриста по этой причине. Пять лет назад я высказалась в HotLine.travel, что договор – это контрацептив, который должен защищать турагента, – не отказываюсь от этого выражения и сейчас.
И всё же может ли турист рассчитывать на возмещение расходов и какими правилами должен руководствоваться агент?
Если отказ в выезде последовал по вине туриста, то это его проблема, поскольку невозможность оказания услуги по договору о реализации туристского продукта стало следствием действий его самого, а не турагента. В этом случае действует общее правило, по которому турист возмещает фактически понесенные расходы, которые зафиксированы туроператором, а значит, рассчитывать на возвращение полной стоимости путевки не следует.
При этом в интересах турфирм настоятельно рекомендовать туристам внимательно знакомиться с текстом договора, в том числе обращая особое внимание на его обязанности информировать об обстоятельствах, препятствующих оказанию услуг, – в том числе о наличии задолженности.
На чью сторону в таких случаях встают суды?
Чаще всего, когда иск предъявляется турагентству, суды туристам отказывают. Главное для агентства: не игнорировать вызов в суд и грамотно изложить свою позицию по делу.
Пару лет назад при рассмотрении в Мосгорсуде апелляционной жалобы туриста Судебная коллегия обратила внимание, что в договоре с ним отсутствовало указание на его обязанность проверить наличие ограничений на выезд, а турагент его об этом не предупредил. Тогда я объясняла суду, что в обязанности работника турфирмы входит информирование туриста о потребительских свойствах туристского продукта: в каком отеле и номере будет жить, каким транспортом добираться и т. д. Я уверена, что устраивать допрос законопослушным гражданам по поводу наличия у них долгов было бы странным и неэтичным со стороны агентства. Суд с моими доводами согласился, решение районного суда оставлено в силе, в иске туристу было отказано.
Как обезопасить себя турагенту – понятно, а что может сделать турист? Ведь немало случаев, когда задолженность уже оплачена – особенно если человек это делает за день до путешествия, например, – но в системе это не отобразилось и туристу не дают вылететь?
К сожалению, на практике в большинстве случаев о том, что права на выезд из России ограничены, турист узнает только в аэропорту при прохождении пограничного контроля. Если судебный пристав не известил должника о наличии в отношении него исполнительного производства, а также об имеющемся постановлении о временном ограничении на выезд, у туриста есть право требовать компенсации понесенных расходов – причем не с турагента.
Здесь есть важный момент: судебный пристав должен уведомить должника по 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в день вынесения постановления или на следующий день. Eсли должник не проживает по тому адресу, куда направили постановление, отказался (забыл) получить документы от ФССП или же Почта России не доставила извещения, всё равно будет считаться, что приставы выполнили свою работу, а должник извещен о наличии исполнительного производства и запрете на выезд за границу.
Единая судебная практика по таким делам сформировалась в пользу должников: этому способствовало постановление Пленума Верховного Суда, указавшего, что судебный пристав-исполнитель не вправе ограничивать должника в выезде из России при отсутствии доказательств, что человек был извещен о наличии в отношении него исполнительного производства. Ответчиком по таким делам выступает Министерство финансов РФ, поскольку ущерб причинен незаконными действиями (бездействием) должностных лиц ФССП.
Если суд выносит решение в пользу туриста, последний может взыскать стоимость поездки и компенсацию морального вреда.
В ситуациях, о которых вы упомянули, когда долги погашены, а ограничения вовремя не сняты, нужно отметить, что закон не устанавливает определенных сроков прохождения постановления об отмене временного ограничения на выезд. К сожалению, введенная Единая система межведомственного электронного взаимодействия между ФССП и ФСБ не сократила сроков прохождения документов от этих ведомств к органам пограничного контроля. Реально срок, в течение которого снимается запрет на выезд за границу, составляет минимум одну неделю, максимум – две. И здесь нужно иметь в виду, что самостоятельно предъявленная туристами копия постановления о снятии ограничения сотрудниками контрольно-пропускных пунктов не принимается.