Для турагентов право – такая вещь, которая не надоедает. Никогда не хватает времени обсудить всё, что волнует, получить исчерпывающие ответы на все вопросы. Так было и на прошлой неделе, когда управляющая компания Сети ТБГ устроила для желающих дилеров встречу с юристом и преподавателем права Еленой Бариновой.
Незаезженные темы и яркие образы
Сразу откликнулись десятка полтора турагентов; вопросов набросали – страницы на две мелким шрифтом. Хорошо, не все дошли до места встречи, а то юридическая консультация вообще не закончилась бы: сидели – то есть спрашивали, делились, вникали, спорили, говорили (порой хором) три с лишним часа. И запросто могли бы сидеть еще столько же.
Помимо вечных вопросов: несправедливости договора ТО-ТА, замены отелей и задержки рейсов, страховки от невыезда и визы – были несколько не заезженных тем и ярких образов. О них – ниже.
Адрес по факту, по бумаге, по кассе
Неожиданность: почти весь первый час говорили о проблеме несовпадения фактического и юридического адреса турфирмы. Дело, в общем, обычное. Здесь главная головная боль – пропажа уведомлений, предписаний и прочих важных бумаг от органов государственной власти. Об одной такой истории мы рассказывали - турист-истец, не слишком заинтересованный в присутствии турагента-ответчика на суде, в исковом заявлении использовал юридический адрес турфирмы, хотя отлично знал фактический адрес. В итоге агент пропустил все заседания по своему делу, и вообще узнал о судебном решении, только когда с его счета приставы-исполнители списали 340 тысяч рублей. Теперь целая история – вернуть всё на исходные позиции и начать судиться заново.
Если пропустить таким же образом предписания налоговиков, они просто заблокируют счет и подождут, когда придешь.
Так что несовпадение адресов – дело хлопотное. И, как выяснилось, еще и опасное. Дорогостоящее. Вот что бывает, если проверяющие обнаружат контору, которая сидит в чужом офисе, а договора аренды не имеет.
Но есть вариант, как, работая (или открывая новый офис) по фактическому адресу, избежать необходимости предоставлять в налоговую инспекцию договор аренды. Надо оформить его как обособленное подразделение. Но при этом важное соблюсти одно условие.
О штрафах – интеллигентно, без таблиц
- Я умоляю – читайте договор! – восклицала юрист Елена Баринова, когда речь зашла о туроператорском договоре, условия которого турагенты потом переносят в свой договор с туристом. Который тоже имеет смысл читать до того, как окажешься в суде. Это первый совет.
Второй – не переписывать дословно одиозные положения из документа в документ. Прежде всего, это касается штрафов за аннуляцию бронирования. Писать такое в клиентском договоре нельзя, потому что штраф и неустойка по ст.330 Гражданского кодекса – по сути, наказание за неисполнение договора. Но «нельзя наказать туриста за реализацию его законного права на отказ от тура».
«Вы ничего не нарушите, если не перенесете их, - убеждала юрист турагентов. – Но совсем не упомянуть о них, не проинформировать туриста о последствиях отказа тоже неправильно».
Отсюда третий совет – вносить в договор с туристом интеллигентные фразы типа «при отказе от тура туроператор вправе удержать фактически понесенные расходы, которые могут составить…» и далее – те самые страшные цифры. Только не в виде таблицы – на инспекторов Роспотребнадзора они действую как красная тряпка на быка.
«Договор должен играть роль контрацептивного средства – защищать вас», - образно сформулировала г-жа Баринова.
М или Ж? Узнаем на границе?
Летом-2013 прошла череда случаев, когда туристов заворачивали на границе из-за неверно указанного в загранпаспорте пола. «Несет ли ответственность турагент за ошибки в загранпаспорте туриста? На данный момент очень актуальная тема, т.к. пограничный контроль ужесточил требования и поверки. В каком законе есть ответ?», - интересовались турагенты.
Елена Баринова порекомендовала обратиться к Административному регламенту предоставления ФМС государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ от 15 октября 2012 г. N 320.
В нем ответственность за информацию, которая появится в загранпаспорте, разделена на три этапа.
За достоверность документов и полноту сведений, указанных в заявлении на получение загранпаспорта, ответственность несет заявитель (пункт 25 Регламента ФМС). Эту фразу не помешает внести в договор с туристом – в тех же целях самозащиты.
Когда он подает документы, сотрудник ФМС обязан сверить их с информацией, указанной в заявлении (пункт 63 Регламента). А при выдаче готового загранпаспорта установить «тождественность гражданина фотографии, содержащейся в паспорте, соответствие сведений, указанных заявителем в заявлении, персональным данным, внесенным в паспорт, а также содержащимся в машиночитаемой зоне паспорта» (пункт 102 Регламента).
Так что за ошибки в загранпаспорте ответственности турагента нет никакой.
Но бывают другие ситуации.
Конкретно в этом случае суд признал виновным… туроператора. Но не факт, что в других случаях решения будут такими же приятными для турагента. Поэтому лучше проверять и перепроверять.