logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 09 апреля 2013

Ответственность перевозчика: где границы?

На эту судебную историю можно смотреть под разными углами зрения. Например, как на иллюстрацию бед, ожидающих туриста, самостоятельно сконструировавшего свой тур, в случае форс-мажора. Или как на пример настойчивости: пассажир не спасовал перед авиакомпанией и пошел в суд защищать свои права. А также как на счастливый случай: окажись перевозчик не нашим, российским, а зарубежным, неизвестно, чем дело бы кончилось.

На эту судебную историю можно смотреть под разными углами зрения. Например, как на иллюстрацию бед, ожидающих туриста, самостоятельно сконструировавшего свой тур, в случае форс-мажора. Или как на пример настойчивости: пассажир не спасовал перед авиакомпанией и пошел в суд защищать свои права. А также как на счастливый случай: окажись перевозчик не нашим, российским, а зарубежным, неизвестно, чем дело бы кончилось.

В ответ – тишина

Житель города Мурманска Матюшов К.В. спланировал путешествие во Францию на двоих. Для этого забронировал номер в одном из отелей Парижа по невозвратному тарифу, купил билеты от Мурманска до Хельсинки и обратно у авиакомпании «Нордавиа – Региональный авиалинии» за 12 264 рубля, а также на маршрут Хельсинки – Париж – Хельсинки под нужные даты – у другого перевозчика.

Когда вся цепочка была построена, из «Нордавиа» сообщили, что рейс из Мурманска в Хельсинки, на который Матюшов купил билеты, отменен. Других вариантов прямой перевозки на эту дату до финской столицы не было, и туристу пришлось покупать билеты из Мурманска до Санкт-Петербурга, а оттуда – до Хельсинки в авиакомпании «Россия». Обошлось ему это в 15 272 рубля.

Путешествие в итоге состоялось.

По возвращении Матюшов обратился в «Нордавиа» с заявлением о возврате денежных средств – безрезультатно. Затем направил перевозчику претензию с требованием возместить убытки – 15272 рубля, потраченные на билеты вместо отмененного рейса. Через пять месяцев с момента первого обращения пришел ответ: авиакомпания выплачивает пассажиру 9140 рублей. Тот повторил претензию – верните, пожалуйста, убытки в полном объеме. В ответ – тишина.

Тогда Матюшов К.В. отнес в мировой участков Октябрьского административного округа города Мурманска иск к перевозчику. В нем просил взыскать с авиакомпании убытки в размере 6132 рубля, пени в том же размере, и 10000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

«Ограниченная ответственность»

Ответчик «Нордавиа – региональные авиалинии» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В отзыве на иск указал, что с требованиями истца не согласен, потому что свои обязательства исполнил в полном объеме. Денежные средства в размере 9140 рублей в связи с отменой рейса по маршруту Мурманск – Хельсинки он пассажиру вернул, а больше выплачивать не стал, т.к. вторая часть билета по маршруту Хельсинки – Мурманск Матюшовым была использована.

По поводу неустойки за просрочку исполнения требования ответчик указал, что глава 40 Гражданского кодекса РФ и ст.120 Воздушного кодекса РФ, регулирующие отношения по договорам перевозки пассажиров, устанавливают ограниченную ответственность авиаперевозчика за нарушение сроков доставки пассажиров. В частности, не предусматривают ответственность в виде компенсации морального вреда, выплаты неустойки за нарушение сроков оказания услуги, а также не устанавливают сроков рассмотрения претензий и ответственность за их нарушение. В связи с чем, сделал вывод ответчик, ст.15, 28 и 31 закона «О защите прав потребителей» к их с истцом правоотношениям применяться не могут. К тому же «в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие нанесение нравственных или физических страданий истцу». В общем, просил в иске отказать.

На стороне Матюшова выступил представитель отдела по защите прав потребителей администрации г. Мурманска. Он указал, что исполнитель, т.е. авиаперевозчик, должен возместить потребителю материальные убытки, и что возврат денежных средств производится в течение 30 суток с момента заявленного требования. Вследствие неправомерного удержания денежных средств, потребитель в праве требовать выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст.395 Гражданского кодекса РФ.

«Подлежат принудительному взысканию»

Мировой судья, рассматривавший иск Матюшова к авиакомпании, счел, что правоотношения между сторонами этого дела регулируются нормами Гражданского и Воздушного кодексов, «Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа…» и законом «О защите прав потребителей».

Согласно ч.1-2 ст. 786 Гражданского кодекса по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти его в пункт назначения, а пассажир – уплатить деньги за проезд. Те же требования содержатся в ст. 103 Воздушного кодекса РФ; там же указано, что срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

В силу п. 76 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа…», перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией. Однако ответчик не представил суду достоверных и неоспоримых доказательств обоснованности отмены рейса по требованиям безопасности полетов либо по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Дальше суд рассуждал так. Гражданский кодекс РФ не допускает односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий. В силу ст. 393 ГК должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.

Истец Матюшов предоставил доказательства несения таких расходов – из-за отмены рейса ответчиком ему пришлось приобрести новые билеты стоимостью 15272 рубля. Перевозчик вернул ему только 9140 рублей. «Указанные суммы расходов подтверждены документально и подлежат принудительному взысканию с ответчика в общей сумме 6132 рубля 00 копеек», - постановил суд.

«Расчет процентов проверен…»

Требование истца о неустойке суд счел справедливым. В силу п. 5 ст. 28 закона « О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги). «Расчет процентов представленный истцом судом проверен и является правильным, - рассудил мировой судья. - Однако, в силу ст. 333 ГК, исходя из принципа соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает ее до 3000 рублей».

Достаточным доказательством морального вреда судья счел необходимость обращения за защитой своих прав в суд, но требуемую сумму компенсации снизил, с учетом принципа разумности и справедливости, до 3000 рублей.

Также решено было взыскать с ответчика штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу истца.

Общая сумма удовлетворенных судом требований в пользу Матюшова составила 12132 рубля. Плюс с ответчика в доход бюджета г. Мурманска были взыскан штраф в размере 6066 рублей и 400 рублей госпошлины.

  • Дела судебные
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд

Дела судебные

17/07/2024
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»

Дела судебные

22/06/2024
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей

Дела судебные

14/05/2024
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда

Дела судебные

24/10/2023
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии

Дела судебные

01/06/2022
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?

Дела судебные

16/05/2022
Совет вернуть агентское вознаграждение туристу – вредный

Дела судебные

16/06/2020
Суды с туристами: какие перспективы?

Дела судебные

01/04/2020
Тур с должком

Дела судебные

18/02/2020
Битва «Дельфинов», или Как туроператор отсудил свое имя спустя два года тяжб

Дела судебные

29/10/2019
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение