Что будет с отраслью после катастрофы аэробуса «Когалымавиа»?
Нет предела испытаниям. 31 октября запомнится как страшный, трагический день гибели наших соотечественников, 217 пассажиров рейса «Когалымавиа» (Metrojet), возвращавшихся после отпусков из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, а также 7 членов экипажа самолёта. Глубину сопереживания тех, кто работает в туротрасли, невозможно описать. На всех возможных площадках: в соцсетях, на форумах, в комментариях – слова соболезнования родственникам и близким погибших. Так устроено сознание людей, выбравших туризм как профессию. Кроме того, большинство участников рынка в последние месяцы активно бронировали туры с перевозкой на «Когалымавиа», и каждый, узнав о катастрофе, представил себе, что среди пассажиров погибшего рейса могли оказаться его туристы. По оценкам консолидаторов агентского рынка, если летом доля массового продукта, связанного с этой авиакомпанией, составляла не менее 12 % от общего объёма продаж, то из-за проблем «Трансаэро» она увеличилась как минимум вдвое. Ну и наконец, только что завершились несколько больших выездов, организованных для лучших партнеров из ритэйла, туроператором «Бриско», входящим вместе с «Когалымавиа» в один холдинг. Какие чувства испытали те агенты, кто буквально на днях сам садился в самолёт этой авиакомпании и летел по тому же маршруту…
Под конец дня нервы у многих уже не выдерживали:
«Не надо фото родственников погибших! Это не шоу, чтобы выставлять напоказ! Поберегите чувства людей!» – обратилась ко всем СМИ Ирина Гладкова. Аналогичные призывы звучали и от других пользователей.
Шок от катастрофы наложился и на чувство непонимания – что будет дальше с турбизнесом? Руководители крупных розничных структур отмечали – спрос встал. После полудня люди перестали обращаться за покупкой туров не только в Египет, но и на другие направления. Правительство направило Следственный комитет для проверки деятельности «Когалымавиа», и вплоть до позднего вечера над авиакомпанией висела угроза немедленной остановки полётов – по неофициальной информации, Росавиация вела консультации с «ВИМ-авиа» и «Катэкавиа» о возможности передачи им обязательств перед пассажирами «Когалымавиа». Судя по всему, достаточного количества мест в их самолётах на грядущую неделю попросту не нашлось. Только после того, как в 20:20 была разрешена отправка из Пулково задержанного рейса «Когалымавиа» 7К9267, который должен был вылететь ещё в 13:40, наблюдатели выдохнули – возможно, перевозчику разрешат летать до выяснения причин трагедии. И тогда есть шанс, что ко всем страшным событиям не прибавится еще и проблема срочной пересадки пассажиров.
Теперь специалисты рассматривают несколько вариантов дальнейшего развития событий. Они зависят от того, какими окажутся истинные причины гибели людей. Если выяснится, что заявление запрещённой в России террористической организации ИГ о причастности к катастрофе лайнера – не блеф, а правда, тогда нельзя исключать запрета на полеты в Египет или Шарм-эль-Шейх. Правда, специалисты считают, что российские власти вряд ли прибегнут к такой мере, исходя из дружеских отношений между нашими странами и учитывая, что для египетской экономики турбизнес – ключевая отрасль. «Скорее, будут искать другие антитеррористические меры», – сказал в интервью HotLine.travel один из экспертов. Но в любом случае доверие к самому направлению у наших граждан будет подорвано вплоть до окончания военного противостояния с ИГ.
Совсем другим станет направление действий правительства в случае, если причиной ЧП окажется человеческий фактор или технические причины, зависящие от авиакомпании. Тогда помимо санкций к самому перевозчику возможен пересмотр и без того строгих требований ко всем чартерным компаниям. Пока не похоже, чтобы авиационные власти топили «Когалымавиа», – министр транспорта Максим Соколов в интервью телеканалу «Россия» вечером 31 октября заявил, что у его ведомства на сегодняшний день нет никаких замечаний к этому перевозчику по вопросам безопасности.
1 ноября объявлен национальным днём траура. Выражаем самые искренние соболезнования родственникам, близким погибших. Руководителям и сотрудникам туроператора «Бриско», авиакомпании «Когалымавиа» и всем агентам, чьи туристы погибли 31 октября, – мужества, стойкости и сил!