Кто виноват и что делать?
Ужасная автокатастрофа в Турции, в результате которой погибли 16 туристов из России, в том числе и дети, вызвала мощнейший резонанс. Вновь стали звучать вопросы и по поводу качества автобусных экскурсий в этой стране, и по поводу страхования туристов. 2 июня на портале www.TourDom.ru прошел онлайн-эфир, в ходе которого эксперты старались дать ответы.
Почему разбился автобус?
На момент написания этого материала (3 июня) официальные причины автокатастрофы, случившейся 25 мая, еще не были объявлены. Существовали только версии того, почему экскурсионный автобус, двигавшийся по трассе из Аланьи в Памуккале, изменил траекторию и, пробив ограждение, рухнул с 15-метровой высоты. По мнению следователя с российской стороны Олега Вояжера, водитель, скорее всего, заснул за рулем. Такое заявление, в частности, было сделано 2 июня в интервью «Интерфаксу». Но в тот же день в онлайн-эфире Анна Подгорная, генеральный директор «Пегас Туристик», настаивала, что в работе другие версии: кратковременная потеря сознания у водителя или остановка сердца. До того, как будут официально объявлены причины, обсуждать вопрос о том, кто виноват в случившемся, она сочла неуместным.
Мы тоже так считаем. И все же факты подталкивают к предположению, что водитель, ехавший по ночной дороге, устал. По словам Олега Вояжера, 49-летний Хикмет Йылмаз работал накануне происшествия до 19:00 по местному времени, а в 0:30 25 мая снова был вызван на работу и сел за руль. «То есть реальной возможности отдохнуть у него не было», – отметил Вояжер, добавив, что автобус потерял управление приблизительно в 4:50 утра – привычное для организма время глубокого сна.
Что не так с экскурсиями?
Все это заставляет поднять вопрос о том, правильно ли организованы автобусные экскурсии в Турции и все ли делается для обеспечения безопасности туристов? В онлайн-эфире Анне Подгорной был задан вопрос: действительно ли одной из причин аварии является перегрузка водителей в пиковый сезон и будет ли туроператор перестраивать систему работы с транспортными компаниями?
Анна Подгорная ответила отрицательно: перегрузки нет, так как в высокий сезон туроператор арендует дополнительную технику с водителями. При этом они чаще всего являются и владельцами автобусов, что, по мнению г-жи Подгорной, следует рассматривать как плюс: за своей техникой они заинтересованы следить. Кстати, погибший водитель тоже был собственником и работал по временному договору. Его автобус Mitsubishi 2004 года выпуска нельзя назвать рухлядью. Все технические параметры – от местоположения до времени пуска двигателя фиксируются и отслеживаются транспортным отделом. При выходе на линию есть контроль здоровья водителей и т. д. (см. инфографику).
Может, в таком случае, проблема в том, что сами экскурсии организованы неудачно? После трагедии в Турции прозвучали предложения. Во-первых, запретить однодневные поездки в Памуккале. Дескать, дорога в один конец занимает шесть часов, что косвенно провоцирует ДТП. Во-вторых, ввести правило, согласно которому маршруты длиной более 300 км должны обслуживать два водителя.
Пока неизвестно, к чему приведут эти инициативы, но со стороны туроператоров уже ощущается скепсис. Например, та же Анна Подгорная отметила, что «запрещенные» однодневные экскурсии все равно будут представлены на рынке, так как на них есть спрос. И не в последнюю очередь из-за цены. Двухдневные поездки обходятся ощутимо дороже ($100 против $70).
Как быть с менталитетом?
Один из уроков произошедшей трагедии – это слабая защищенность интересов туристов, с которыми случилось несчастье. Страховка, включенная в турпакет по умолчанию, покрывала лишь медико-транспортные расходы (да и то на минимальную сумму – $15 тыс.). Поэтому денежная компенсация пострадавшим в результате несчастного случая не предусмотрена, что и сообщил в своем пресс-релизе страховщик, компания РОСНО. Предъявить претензии можно к турецкой компании, застраховавшей автобус: туроператор обещал помочь туристам и представлять их интересы. Но если даже пострадавшим и удастся взыскать какие-то деньги, произойдет это очень нескоро.
Чтобы гарантированно получить компенсацию по факту несчастного случая, туристы должны были заранее позаботиться о дополнительной страховке. И вот с этим, по мнению, туроператоров, есть проблемы. Менталитет наших туристов большей частью таков, что страховку покупают разве что на автомобиль. Да и то, когда этого требует банк, рассматривающий заявку на кредит.
Как быть? Может, сделать расширенное страхование выезжающих за рубеж обязательным на законодательном уровне? Георгий Мохов, руководитель ЮА «Персона Грата», указывает, что для этого придется изменить Конституцию: нельзя ставить свободу перемещения гражданина в зависимость от покупки страховки, пускай даже и в его интересах. «Сейчас перспективнее говорить об установлении обязательных требований к параметрам страхования внутри профессиональных ассоциаций. Разумнее было бы обсуждать это в рамках саморегулируемых организаций, но, к сожалению, их создание и функционирование встречает такие препятствия, что сроки перехода отрасли к саморегулированию становятся совсем призрачными», – отметил Георгий Мохов.
Агенты, со своей стороны, уверены, что позаботиться о максимальной защите интересов туристов должны туроператоры, формирующие турпакет. «Что мешает делать нормальную страховку, а не за 3 копейки и включать ее в стоимость пакета?» – задал вопрос в онлайн-эфире один из участников форума.
Парадоксально, но мешает опять-таки закон! В соответствии с ним турпродукт – это комплекс услуг, состоящий из перевозки и размещения. Все прочие услуги являются дополнительными. Формально в турпакет их нельзя включать «автоматом»: требуется согласие туриста. По словам Георгия Мохова, туроператор обязан обеспечить выбор, то есть предоставить несколько вариантов на усмотрение потребителя.
В ходе онлайн-эфира выяснилось, что тот же «Пегас» такие варианты предоставляет. По словам Анны Подгорной, еще в прошлом году по заказу компании страховщики разработали расширенный полис, предусматривающий самые распространенные риски в поездке: несчастный случай, поисково-спасательные работы, утеря багажа, задержка рейса, гражданская ответственность перед третьими лицами и т. д. Стоит такой полис для выезжающих в Турцию и Египет $4. «Когда этот пакет сделали, я была горда и решила, что 99% клиентов купят эту услугу. Агенту ведь надо при бронировании всего лишь поставить галочку в пункте «расширенная страховка»… Но нет, не ставят», – недоумевает Анна Подгорная. По ее мнению, возможная причина в низком профессиональном уровне продавцов туров, которые сами не совсем понимают, что такое страховка, риски, компенсации и т. п. «Вопрос страхования – белое пятно у всех менеджеров. Надо организовать обучение турагентов. Хотя бы онлайн. Я буду обращаться к сотрудникам страховых компаний, чтобы они провели мастер-класс», – сообщила Анна Подгорная. И добавила, что важнейшим уроком трагедии считает необходимость пропаганды страхования вообще, ведь несчастье может случиться не только в поездке, но и по дороге на работу.
С этим согласны и представители страхового сообщества. «Мы считаем целесообразным объединить усилия всех заинтересованных сторон, государственных органов, страховщиков, туроператоров, общественных организаций и СМИ в разъяснении гражданам необходимости страхования собственной жизни и здоровья при выезде за рубеж. В настоящее время культура страхования только начинает складываться в новых экономических условиях. Хотелось бы, чтобы наши соотечественники ответственнее подходили к организации собственного отдыха», – сообщил в онлайн-эфире президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим.