logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
0:00, 2 сентября 2011
5509

Шоу «Ледяной дождь»

Оргвыводы от предновогоднего коллапса в московских аэропортах тают на глазах

Второй месяц дают о себе знать события, развернувшиеся в двух московских аэропортах в канун Нового года, когда из-за ледяного дождя тысячи туристов сутками не ели, не спали, не знали, когда смогут вылететь на курорты. «Проанализировать, кто и как выполнял свои обязанности», – приказал премьер. «Есть!» – отрапортовали по вертикали.

Автора! Живого и теплого

Виноватого в коллапсе нашли еще до распоряжения Путина – это тот самый ледяной дождь, оборвавший 26 декабря живительную электроэнергию в Домодедово и «высосавший» за сутки трехмесячный запас противообледенительной жидкости у «Аэрофлота» в Шереметьево. Но с дождя, понятно, как с гуся вода. Виновник должен быть лицом одушевленным, плотским и желательно еще тепленьким. Как ни странно, показательных процессов не последовало. По чьей вине стратегический объект Домодедово выглядел беспомощным перед не самым кошмарным капризом природы? Кто конкретно допустил дефицит «незамерзайки» у нацперевозчика в Шереметьево? Все это так и осталось неясным. По Домодедово. Аэропорт извинился за подстанции «Яковлево» и «Взлетная», аварийно прекративших подачу электроэнергии, которая была восстановлена только спустя полсуток. Кроме того, его владельцы сделали изящный пиар-ход: сменили директора Вячеслава Некрасова на своего же сотрудника Игоря Борисова, а потом распространили сообщение, что кадровая «рокировка» к коллапсу никакого отношения не имеет, она-де произошла еще до часа «Ч». Поисками крайнего озаботился Роспотребнадзор, обратив гнев на одного из ключевых клиентов Домодедово – частную авиакомпанию «Трансаэро» («частник» у нас по-прежнему традиционный козел отпущения, кому как не туркомпаниям это знать!). Однако чета Плешаковых, владельцев «Трансаэро», роль козлов разыграть отказалась и обнародовала хронологию событий 26–30 декабря, из которой вполне аргументированно следовало, что перевозчик никак не отвечает за случившееся, более того, он выполнил все требования законодательства по ситуации. А лично автора «наезда» – главу Роспотребнадзора Геннадия Онищенко руководство «Трансаэро» не без ехидства попросило впредь не пользоваться услугами авиакомпании.

Зона Стругацких Что касается корректировки стратегии перевозчика, то председатель совета директоров авиакомпании Александр Плешаков объявил о намерении продолжить перевод своих дальнемагистральных бортов в Шереметьево. В свете директив Правительства к выявлению виновных подключились и другие ведомства – Генпрокуратура (причем по личному указанию Дмитрия Медведева) и Ространснадзор. По результатам проверки последнее выдало аж 50 предписаний авиакомпаниям и аэропортам. К виновникам были причислены кто угодно, но… не «Аэрофлот». А вот взор другой уважаемой госструктуры, Счетной палаты, был обращен именно к «Аэрофлоту» и его «порту приписки» Шереметьево. Что творилось там, просто неописуемо. Точнее – многочисленные описания можно найти в интернет-блогах. Впечатления очевидцев есть и в этом номере «ГЛ» (см. стр. 66). Вот короткая выдержка: «Терминал D – это зона Стругацких, это черная дыра для самолетов и пассажиров, это информационный вакуум, это безнадежность, ночлежка для бездомных с безумными ценниками на еду и интерактивными табло, показывающими старые рейсы…». Но что им, небожителям, до смертных туристов! Настоящая борьба за право выйти сухим из-под дождя разгорелась между аэропортом и нацперевозчиком, с некоторых пор считающимися антагонистами в вопросе «руления» терминалами МАШ (терминалом D управляет как раз «Аэрофлот»). Гендиректор Шереметьево Михаил Василенко в своем блоге обвинил менеджмент нацперевозчика в сокрытии информации о дефиците противообледенительной жидкости. Но, с другой стороны, когда начались массовые задержки и отмены рейсов, почему бы МАШ не поделиться с «Аэрофлотом» своими запасами? Не исключено, что помешали тонкие отношения.

Летайте сертификатами «Аэрофлота»

Еще один интересный момент. На протяжении всего коллапса из Шереметьево с завидной регулярностью взлетали самолеты иностранных авиакомпаний – членов альянса SkyTeam, куда входит и «Аэрофлот». Несмотря на ледяной дождь. Несмотря на дефицит «незамерзайки». Попробовали бы не выпустить! Зарубежное законодательство настолько «невертикально», что объемы претензий иностранных пассажиров за сбой в расписаниях могли бы оказаться катастрофическими по сравнению с теми жалобами, что вправе предъявить российские туристы. Но об этом ниже. Глава «Аэрофлота» Виктор Савельев в свою очередь повел себя как искушенный интриган в духе кардинала Мазарини. Во-первых, он поздравил пассажиров с Новым годом, извинился за доставленные неудобства и сообщил об увольнении со службы трех топ-менеджеров и лишении прочих управленцев бонусов и премий за IV квартал 2010 года (пока известно, что в отставку отправлен замгендиректора по материально-техническому обеспечению Владимир Смирнов). Во-вторых, «Аэрофлот» проинформировал, что на компенсацию потерь пассажирам выделяется $20 млн из расчета выплат стоимости перевозки в один конец. Однако когда страсти поостыли, была внесена поправка: выплаты будут возможны только по решению суда. В качестве «акта доброй воли» компания готова предоставить пострадавшим сертификат на бесплатный перелет в течение 2011 года, правда, из расчета, не учитывающего сборы, которые могут доходить до половины стоимости приобретенного авиабилета. Любопытно, что в те же дни «Трансаэро» объявила о готовности компенсировать туристам потери в размере 50 рублей за час ожидания (по законодательству – не менее 25 рублей за час). Многие очевидцы, например блогер Василий Гатов, рассказывают, что пассажиров «Аэрофлота» периодически сажали в автобус, подвозили к самолету, «мариновали» в салоне часок-другой и увозили обратно в «накопитель». Таким образом, уверены пассажиры, авиакомпания минимизировала расходы на бесплатное питание и размещение в гостиницах, которое обязана предоставить, если задержка рейса составляет более шести и восьми часов соответственно. Цинично то, что в этом нет ничего противозаконного. Сел в автобус – начало оказания услуги со стороны перевозчика. Не сел – добровольный отказ от услуг по перевозке. Происходящее вызвало праведный гнев пострадавших. К середине февраля группа интернет-блогеров сумела консолидировать до 750 пострадавших для подачи коллективного иска в суд на перевозчика. Предлагаются и более радикальные меры. Тот же Василий Гатов сообщает о своем «чисто человеческом желании» – по-мужски объясниться с г-ном Савельевым. Исход спарринга под вопросом: Виталий Савельев – к. м. с. по боксу. Однако «хук слева», несмотря на спортивную подготовку, он все-таки может получить. После всего случившегося наблюдатели оценивают его шансы остаться на посту главы «Аэрофлота» как весьма сомнительные. Так, «Деловая газета» со ссылкой на источник в правительстве сообщает, что Савельев может быть снят со своего поста, так как «события в конце декабря нанесли национальному перевозчику непоправимый имиджевый ущерб, и ответственность за это должен нести именно гендиректор авиакомпании». Впрочем, по опыту, ничего страшного не произойдет. Для чиновников.

…А отвечать турбизнесу

В двусмысленном положении оказались туроператоры, по вине аэропортов и перевозчиков (пардон, ледяного дождя) не выполнившие обязательства по договорам с туристами. Как минимум вопрос стоит о компенсациях за потерянные дни отдыха, как максимум – о возврате средств за несостоявшиеся туры. Попытки договориться перевозчики воспринимают по-разному. «Где-то идут на сотрудничество, кто-то всячески уходит от вопроса, ссылаясь на форс-мажор (будто ледяной дождь сыпал не сутки, а неделю), – замечает гендиректор «Асент Трэвел» Игорь Козлов. – Непосредственно в кризисные дни авиаперевозчики, а также авиаброкеры просто самоустранились от обязанностей, прописанных законодательством». Тарас Кобищанов, руководитель компании «Русский Экспресс», принял решение возместить туристам ущерб с последующим предъявлением перевозчикам претензий в порядке регресса. Поток жалоб обрушился и на «НТК Интурист». Вопрос компенсаций со стороны авиакомпаний до сих пор в стадии решения.

  • ЧП/Катастрофы
Автор Сергей Голубцов
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/chp-katastrofy/shou-ledyanoy-dozhd/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Как разливы нефти влияют на туризм и когда очистят пляжи Анапы
Как разливы нефти влияют на туризм и когда очистят пляжи Анапы

ЧП/Катастрофы

14/04/2025
53399
Авиакатастрофа в Актау: что изменится для туризма?
Авиакатастрофа в Актау: что изменится для туризма?

ЧП/Катастрофы

27/12/2024
64176
Авария суперджета в Анталье: почему пассажиры выходили с чемоданами
Авария суперджета в Анталье: почему пассажиры выходили с чемоданами

ЧП/Катастрофы

26/11/2024
47841
Морской биолог: почему акула напала на туристку в Египте
Морской биолог: почему акула напала на туристку в Египте

ЧП/Катастрофы

15/09/2023
61221
Смертельный дайв: что могло стать причиной трагедии в Хургаде
Смертельный дайв: что могло стать причиной трагедии в Хургаде

ЧП/Катастрофы

12/09/2023
52425
Последствия гибели диггеров в Москве: вывод для турагентов
Последствия гибели диггеров в Москве: вывод для турагентов

ЧП/Катастрофы

23/08/2023
50205
Сплошного защитного барьера от акул в Хургаде не будет
Сплошного защитного барьера от акул в Хургаде не будет

ЧП/Катастрофы

05/07/2023
71055
Нападение акулы в Хургаде: что рассказали очевидцы
Нападение акулы в Хургаде: что рассказали очевидцы

ЧП/Катастрофы

09/06/2023
96066
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте