Оргвыводы от предновогоднего коллапса в московских аэропортах тают на глазах
Второй месяц дают о себе знать события, развернувшиеся в двух московских аэропортах в канун Нового года, когда из-за ледяного дождя тысячи туристов сутками не ели, не спали, не знали, когда смогут вылететь на курорты. «Проанализировать, кто и как выполнял свои обязанности», – приказал премьер. «Есть!» – отрапортовали по вертикали.
Автора! Живого и теплого
Виноватого в коллапсе нашли еще до распоряжения Путина – это тот самый ледяной дождь, оборвавший 26 декабря живительную электроэнергию в Домодедово и «высосавший» за сутки трехмесячный запас противообледенительной жидкости у «Аэрофлота» в Шереметьево. Но с дождя, понятно, как с гуся вода. Виновник должен быть лицом одушевленным, плотским и желательно еще тепленьким. Как ни странно, показательных процессов не последовало. По чьей вине стратегический объект Домодедово выглядел беспомощным перед не самым кошмарным капризом природы? Кто конкретно допустил дефицит «незамерзайки» у нацперевозчика в Шереметьево? Все это так и осталось неясным. По Домодедово. Аэропорт извинился за подстанции «Яковлево» и «Взлетная», аварийно прекративших подачу электроэнергии, которая была восстановлена только спустя полсуток. Кроме того, его владельцы сделали изящный пиар-ход: сменили директора Вячеслава Некрасова на своего же сотрудника Игоря Борисова, а потом распространили сообщение, что кадровая «рокировка» к коллапсу никакого отношения не имеет, она-де произошла еще до часа «Ч». Поисками крайнего озаботился Роспотребнадзор, обратив гнев на одного из ключевых клиентов Домодедово – частную авиакомпанию «Трансаэро» («частник» у нас по-прежнему традиционный козел отпущения, кому как не туркомпаниям это знать!). Однако чета Плешаковых, владельцев «Трансаэро», роль козлов разыграть отказалась и обнародовала хронологию событий 26–30 декабря, из которой вполне аргументированно следовало, что перевозчик никак не отвечает за случившееся, более того, он выполнил все требования законодательства по ситуации. А лично автора «наезда» – главу Роспотребнадзора Геннадия Онищенко руководство «Трансаэро» не без ехидства попросило впредь не пользоваться услугами авиакомпании.
Зона Стругацких Что касается корректировки стратегии перевозчика, то председатель совета директоров авиакомпании Александр Плешаков объявил о намерении продолжить перевод своих дальнемагистральных бортов в Шереметьево. В свете директив Правительства к выявлению виновных подключились и другие ведомства – Генпрокуратура (причем по личному указанию Дмитрия Медведева) и Ространснадзор. По результатам проверки последнее выдало аж 50 предписаний авиакомпаниям и аэропортам. К виновникам были причислены кто угодно, но… не «Аэрофлот». А вот взор другой уважаемой госструктуры, Счетной палаты, был обращен именно к «Аэрофлоту» и его «порту приписки» Шереметьево. Что творилось там, просто неописуемо. Точнее – многочисленные описания можно найти в интернет-блогах. Впечатления очевидцев есть и в этом номере «ГЛ» (см. стр. 66). Вот короткая выдержка: «Терминал D – это зона Стругацких, это черная дыра для самолетов и пассажиров, это информационный вакуум, это безнадежность, ночлежка для бездомных с безумными ценниками на еду и интерактивными табло, показывающими старые рейсы…». Но что им, небожителям, до смертных туристов! Настоящая борьба за право выйти сухим из-под дождя разгорелась между аэропортом и нацперевозчиком, с некоторых пор считающимися антагонистами в вопросе «руления» терминалами МАШ (терминалом D управляет как раз «Аэрофлот»). Гендиректор Шереметьево Михаил Василенко в своем блоге обвинил менеджмент нацперевозчика в сокрытии информации о дефиците противообледенительной жидкости. Но, с другой стороны, когда начались массовые задержки и отмены рейсов, почему бы МАШ не поделиться с «Аэрофлотом» своими запасами? Не исключено, что помешали тонкие отношения.
Летайте сертификатами «Аэрофлота»
Еще один интересный момент. На протяжении всего коллапса из Шереметьево с завидной регулярностью взлетали самолеты иностранных авиакомпаний – членов альянса SkyTeam, куда входит и «Аэрофлот». Несмотря на ледяной дождь. Несмотря на дефицит «незамерзайки». Попробовали бы не выпустить! Зарубежное законодательство настолько «невертикально», что объемы претензий иностранных пассажиров за сбой в расписаниях могли бы оказаться катастрофическими по сравнению с теми жалобами, что вправе предъявить российские туристы. Но об этом ниже. Глава «Аэрофлота» Виктор Савельев в свою очередь повел себя как искушенный интриган в духе кардинала Мазарини. Во-первых, он поздравил пассажиров с Новым годом, извинился за доставленные неудобства и сообщил об увольнении со службы трех топ-менеджеров и лишении прочих управленцев бонусов и премий за IV квартал 2010 года (пока известно, что в отставку отправлен замгендиректора по материально-техническому обеспечению Владимир Смирнов). Во-вторых, «Аэрофлот» проинформировал, что на компенсацию потерь пассажирам выделяется $20 млн из расчета выплат стоимости перевозки в один конец. Однако когда страсти поостыли, была внесена поправка: выплаты будут возможны только по решению суда. В качестве «акта доброй воли» компания готова предоставить пострадавшим сертификат на бесплатный перелет в течение 2011 года, правда, из расчета, не учитывающего сборы, которые могут доходить до половины стоимости приобретенного авиабилета. Любопытно, что в те же дни «Трансаэро» объявила о готовности компенсировать туристам потери в размере 50 рублей за час ожидания (по законодательству – не менее 25 рублей за час). Многие очевидцы, например блогер Василий Гатов, рассказывают, что пассажиров «Аэрофлота» периодически сажали в автобус, подвозили к самолету, «мариновали» в салоне часок-другой и увозили обратно в «накопитель». Таким образом, уверены пассажиры, авиакомпания минимизировала расходы на бесплатное питание и размещение в гостиницах, которое обязана предоставить, если задержка рейса составляет более шести и восьми часов соответственно. Цинично то, что в этом нет ничего противозаконного. Сел в автобус – начало оказания услуги со стороны перевозчика. Не сел – добровольный отказ от услуг по перевозке. Происходящее вызвало праведный гнев пострадавших. К середине февраля группа интернет-блогеров сумела консолидировать до 750 пострадавших для подачи коллективного иска в суд на перевозчика. Предлагаются и более радикальные меры. Тот же Василий Гатов сообщает о своем «чисто человеческом желании» – по-мужски объясниться с г-ном Савельевым. Исход спарринга под вопросом: Виталий Савельев – к. м. с. по боксу. Однако «хук слева», несмотря на спортивную подготовку, он все-таки может получить. После всего случившегося наблюдатели оценивают его шансы остаться на посту главы «Аэрофлота» как весьма сомнительные. Так, «Деловая газета» со ссылкой на источник в правительстве сообщает, что Савельев может быть снят со своего поста, так как «события в конце декабря нанесли национальному перевозчику непоправимый имиджевый ущерб, и ответственность за это должен нести именно гендиректор авиакомпании». Впрочем, по опыту, ничего страшного не произойдет. Для чиновников.
…А отвечать турбизнесу
В двусмысленном положении оказались туроператоры, по вине аэропортов и перевозчиков (пардон, ледяного дождя) не выполнившие обязательства по договорам с туристами. Как минимум вопрос стоит о компенсациях за потерянные дни отдыха, как максимум – о возврате средств за несостоявшиеся туры. Попытки договориться перевозчики воспринимают по-разному. «Где-то идут на сотрудничество, кто-то всячески уходит от вопроса, ссылаясь на форс-мажор (будто ледяной дождь сыпал не сутки, а неделю), – замечает гендиректор «Асент Трэвел» Игорь Козлов. – Непосредственно в кризисные дни авиаперевозчики, а также авиаброкеры просто самоустранились от обязанностей, прописанных законодательством». Тарас Кобищанов, руководитель компании «Русский Экспресс», принял решение возместить туристам ущерб с последующим предъявлением перевозчикам претензий в порядке регресса. Поток жалоб обрушился и на «НТК Интурист». Вопрос компенсаций со стороны авиакомпаний до сих пор в стадии решения.