Второй месяц дают о себе знать события, развернувшиеся в двух московских аэропортах в канун Нового года, когда из-за ледяного дождя тысячи туристов сутками не ели, не спали, не знали, когда смогут вылететь на курорты. «Проанализировать, кто и как выполнял свои обязанности», – приказал премьер. «Есть!» – отрапортовали по вертикали.
Оргвыводы от предновогоднего коллапса в московских аэропортах тают на глазах
Второй месяц дают о себе знать события, развернувшиеся в двух московских аэропортах в канун Нового года, когда из-за ледяного дождя тысячи туристов сутками не ели, не спали, не знали, когда смогут вылететь на курорты. «Проанализировать, кто и как выполнял свои обязанности», – приказал премьер. «Есть!» – отрапортовали по вертикали.
Автора! Живого и теплого
Виноватого в коллапсе нашли еще до распоряжения Путина – это тот самый ледяной дождь, оборвавший 26 декабря живительную электроэнергию в Домодедово и «высосавший» за сутки трехмесячный запас противообледенительной жидкости у «Аэрофлота» в Шереметьево. Но с дождя, понятно, как с гуся вода. Виновник должен быть лицом одушевленным, плотским и желательно еще тепленьким. Как ни странно, показательных процессов не последовало. По чьей вине стратегический объект Домодедово выглядел беспомощным перед не самым кошмарным капризом природы? Кто конкретно допустил дефицит «незамерзайки» у нацперевозчика в Шереметьево? Все это так и осталось неясным. По Домодедово. Аэропорт извинился за подстанции «Яковлево» и «Взлетная», аварийно прекративших подачу электроэнергии, которая была восстановлена только спустя полсуток. Кроме того, его владельцы сделали изящный пиар-ход: сменили директора Вячеслава Некрасова на своего же сотрудника Игоря Борисова, а потом распространили сообщение, что кадровая «рокировка» к коллапсу никакого отношения не имеет, она-де произошла еще до часа «Ч». Поисками крайнего озаботился Роспотребнадзор, обратив гнев на одного из ключевых клиентов Домодедово – частную авиакомпанию «Трансаэро» («частник» у нас по-прежнему традиционный козел отпущения, кому как не туркомпаниям это знать!). Однако чета Плешаковых, владельцев «Трансаэро», роль козлов разыграть отказалась и обнародовала хронологию событий 26–30 декабря, из которой вполне аргументированно следовало, что перевозчик никак не отвечает за случившееся, более того, он выполнил все требования законодательства по ситуации. А лично автора «наезда» – главу Роспотребнадзора Геннадия Онищенко руководство «Трансаэро» не без ехидства попросило впредь не пользоваться услугами авиакомпании.Зона Стругацких Что касается корректировки стратегии перевозчика, то председатель совета директоров авиакомпании Александр Плешаков объявил о намерении продолжить перевод своих дальнемагистральных бортов в Шереметьево. В свете директив Правительства к выявлению виновных подключились и другие ведомства – Генпрокуратура (причем по личному указанию Дмитрия Медведева) и Ространснадзор. По результатам проверки последнее выдало аж 50 предписаний авиакомпаниям и аэропортам. К виновникам были причислены кто угодно, но… не «Аэрофлот». А вот взор другой уважаемой госструктуры, Счетной палаты, был обращен именно к «Аэрофлоту» и его «порту приписки» Шереметьево. Что творилось там, просто неописуемо. Точнее – многочисленные описания можно найти в интернет-блогах. Впечатления очевидцев есть и в этом номере «ГЛ» (см. стр. 66). Вот короткая выдержка: «Терминал D – это зона Стругацких, это черная дыра для самолетов и пассажиров, это информационный вакуум, это безнадежность, ночлежка для бездомных с безумными ценниками на еду и интерактивными табло, показывающими старые рейсы…». Но что им, небожителям, до смертных туристов! Настоящая борьба за право выйти сухим из-под дождя разгорелась между аэропортом и нацперевозчиком, с некоторых пор считающимися антагонистами в вопросе «руления» терминалами МАШ (терминалом D управляет как раз «Аэрофлот»). Гендиректор Шереметьево Михаил Василенко в своем блоге обвинил менеджмент нацперевозчика в сокрытии информации о дефиците противообледенительной жидкости. Но, с другой стороны, когда начались массовые задержки и отмены рейсов, почему бы МАШ не поделиться с «Аэрофлотом» своими запасами? Не исключено, что помешали тонкие отношения.