Очередная трагедия 26 февраля в Египте, под Луксором, когда из 21 туриста погибли по одним данным 18, по другим 19 человек, поразила своей нелепостью: случае возгорания в воздухе воздушного шара, наверное, не припомнит никто. Корреспондент HotLine.travel попытался узнать как можно больше о возможных рисках этого довольно популярного туристического аттракциона, прогулка на воздушном шаре. В качестве эксперта выступил Николай Галкин, шеф-пилот Русского воздухоплавательного общества, мастер спорта, 4-кратный призер ЧМ по воздухоплаванию.
- Николай, катания на монгольфьерах распространены во всем мире, в том числе, и в России, в частности, в Подмосковье. Какие риски несут туристы, решившиеся на аттракцион?
- Риск один: нарваться на недобросовестную фирму. Воздушные шары, которые выпускаются в Британии, Чехии, России и многих других странах, вполне надежны. Даже прошедшие длительный срок эксплуатации при надлежащем уходе никакой опасности не представляют. В воздухоплавании есть два основополагающих документа: «Руководство по летной эксплуатации» и «Руководство по технической эксплуатации». Если эти инструкции пунктуально соблюдать, то ничего случиться не может в принципе. Впрочем, как и в морском деле, на автотранспорте и др.
- Что, на ваш взгляд, произошло под Луксором? Какие требования по технике безопасности не были выполнены?
- Я изучил материалы в Интернете, пообщался с коллегами. Вывод: к роковому исходу привела целая цепочка неблагоприятных факторов. Первопричина трагедии: при подготовке к полету один из помощников, привязывая или отцепляя фал, удерживающий корзину, повредил топливный шланг, подающий жидкий пропан в горелку. Вообще-то порвать шланг, соответствующий нормам годности, непросто. Они изготавливаются с таким запасом прочности, что за него сам шар держать можно. Видимо, деталь давно выработала свой ресурс. На принятие решения взлететь, очевидно, повлияла боязнь потери денег, заплаченных туристами, и банальное «авось».
Когда произошло возгорание, пилот шар все-таки посадил… и первым выпрыгнул из гондолы. За ним последовали пассажиры. От разгрузки монгольфьер облегчился, и его буквально «выплюнуло» на 300-метровую высоту. За секунды все было кончено.
Вообще-то такого рода возгорания быстро тушатся, если шар оборудован простыми противопожарными средствами – огнетушителем и специальным несгораемым полотенцем. Но, наверное, и здесь сэкономили. Вообще, насколько мне известно, в фирме, обслуживавшей несчастных туристов, это не первое ЧП. Однажды их шар умудрился протаранить судно, плывущее по Нилу.
- А в России происшествия с монгольфьерами случались? Помнится, во время командировки на Северный полюс от одного из популярных печатных изданий во время промежуточной посадки на о. Средний (архипелаг Седова) я присутствовал при несанкционированном подъеме воздушного шара, на котором воздухоплаватели намеревались добраться (и в итоге добрались) до Полюса. Шар сорвало с крепления, и он взмыл. Остановить подъем попытались человек пять пограничников, уцепившись за днище гондолы, но и они полетели вверх. Все могло бы кончиться трагедией, если бы не опешивший в первую секунду прапорщик не заорал «Прыгать!!!», и солдатики опавшими листьями посыпались в снег. В корзине в то время находился пилот, который на встречных потоках ветра вернул беглеца к погранзаставе. Кстати, до Северного полюса я тогда так и не добрался. Предназначавшийся для журналистов Ил-76 забили невесть откуда взявшимися министрами и генералами…
- Да, я в тот момент тоже находился рядом с шаром. Мир тесен. Тогда из-за сильного ветра разрушило отцепное устройство. А виной всему те самые генералы, которым захотелось посмотреть на монгольфьер. Шар надули буквально в приказном порядке, что опять же противоречило инструкции, запрещающей эксплуатацию в таких погодных условиях. То есть трагедия в Египте и случай на Среднем – одного порядка. Небо не терпит разгильдяйства ни за Полярным кругом, ни в Тропиках.