Они могут разлетаться долго, задевая аэропорты, перевозчиков, пассажиров
Теракт в Домодедово, унесший 36 жизней, оголил проблему защищенности российских аэропортов. Меры принимаются. Но насколько они будут сочетаемы с интересами пассажиров, перевозчиков и самих аэропортов, а также эффективны, – вопрос не праздный.
Испуг – это ненадолго
Сиюминутные последствия взрыва для функционирования Домодедово хорошо известны: задержки рейсов на приеме, перенаправление некоторых бортов на запасные аэродромы в Шереметьево и Внуково. Уже через несколько часов после трагедии в аэропорту объявили о восстановлении расписания в полном объеме. Однако не все экипажи, которые в данной ситуации принимают решение о действиях совместно с диспетчерскими службами, повели лайнеры на посадку. Например, борт Austrian Airlines, который должен был приземлиться в 18.10 (взрыв прогремел в 16.32) развернулся и взял обратный курс на Вену. Очень симптоматично, ведь за сиюминутными последствиями придут стратегические, в числе которых, несомненно, окажется фактор недоверия к Домодедово, пережившему второй за месяц коллапс (первый – ледяной дождь, обесточивший аэропорт 26 декабря на полсуток, об этом – на стр. 18). Причем как у перевозчиков, так и у пассажиров, в том числе туристов. Впрочем, эксперты не склонны драматизировать последствия. Так, руководитель портала «Авиапорт» Олег Пантелеев уверен, что имиджевые потери не растянутся во времени и «фактор страха» сойдет на нет, как только случившееся исчезнет из новостных СМИ. Президент «Мегаполюс турс» Эдуард Кузнецов также считает, что репутационные издержки Домодедово от разыгравшейся 24 января трагедии окажутся невелики: «Здравый смысл должен восторжествовать. Во многих аэропортах мира в зону прилета может зайти любой. Плюс ментальность россиян, которые твердо убеждены: два раза в одну воронку снаряд не попадает». Эксперт в области пассажирской авиаперевозки начальник профильного отдела компании «Нева» Сергей Бураков согласен, что на предпочтениях россиян и отечественных авиакомпаний уже в ближайшее время случившееся в Домодедово сказываться не будет. Чего нельзя сказать об иностранных перевозчиках, на полетные планы которых взрыв в Домодедово может влиять еще долго.
Граждан ставят в рамки
К последствиям «средней пролонгированности» можно отнести усиление контроля в аэропорту и вообще на транспорте. РИА «Новости» сообщило, что представитель Национального антитеррористического комитета Николай Синцов назвал меры безопасности в Домодедово недостаточными. На что службы комплекса откликнулись собственным заявлением: «Менеджмент аэропорта не видит в своих действиях нарушений правил». Требование повсеместно на входах установить рамки металлоискателей вызвали скепсис у экспертов: такое практикуется разве что на Африканском континенте. Наблюдатели уверены, что восстановление тотального контроля с помощью «рамок» при входе в терминалы ни к чему, кроме как к нежелательному скоплению большого количества народа снаружи, не приведет. И впрямь, на следующий день после теракта перед металлоискателями во всех московских аэропортах наблюдались очереди. Авиакомпании настоятельно просили пассажиров прибывать на рейс заблаговременно. Например, «ВИМ-авиа» – аж за четыре-пять часов до вылета. Судя по печальному опыту предыдущих трагедий – взрывов в метро и в самолетах в том же Домодедово в 2004 году, – режим строжайшего досмотра через некоторое время будет ослаблен, и все вернется на круги своя.
Власти Ирландское море по колено
Президент Медведев заявил, что менеджмент аэропорта (несмотря на полное отрицание последним своей вины) все-таки должен ответить за нарушения в обеспечении безопасности. Интересно, каким образом, если, в отличие от Шереметьево и Внуково, Домодедово – структура частная, принадлежащая группе компаний «Ист Лайн», возглавляемой Дмитрием Каменщиком и полностью принадлежащей компании FML Limited с британского острова Мэн, что в холодном Ирландском море. Президент оказался в курсе и заявил о необходимости призвать к ответу всех без исключения. Означает ли это, что давнее противостояние между Росимуществом и владельцами Домодедово получит новый виток? Напомним, в 2006 году попытка Российского фонда федерального имущества отсудить у «Ист Лайна» аэропортовый комплекс оказалась неудачной. Тогдашний президент РФ Владимир Путин заявил буквально: «Государство не должно разрушать успешно функционирующий бизнес». Точку в деле два года спустя поставил президиум Высшего арбитражного суда РФ, закрепивший права на комплекс за «Ист Лайном». «Юридически в данной ситуации нормы российского права никакой национализации произвести не позволяют, – пояснил гендиректор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов. – Но я не исключаю, что, если высшая власть озадачится вопросом, она может найти способы вернуть аэропорт в госуправление». Сергей Бураков по этому поводу замечает, что и отчуждать-то у «Ист Лайна», по сути, нечего. От госимущества остались крохи, все остальное – «новострой», дело рук нового владельца (это, конечно, если строго по закону). «И вообще, кто бы ни был собственник, его служба безопасности может отвечать за общий порядок на вверенной территории, но никак не за терроризм. Для этого есть государственные органы. Они-то как раз и не сработали», – отмечает эксперт. Что ж, в итоге добрались и до органов. Правда, весьма своеобразно. Было объявлено об отставке начальника ЛОВД Домодедово Александра Трушанина, однако сам он вплоть до 1 февраля об этом даже не знал. Может быть, до сих пор не знает. Доподлинно известно, что должностей лишились высокопоставленные чиновники МВО, ФСБ, Госавианадзора, Ространснадзора и Росавиации. Серьезных кадровых перестановок в Домодедово не произошло.