Какие выводы после ЧП?
Видео с камер внешнего и внутреннего наблюдения из аэропорта Казани взрывает Интернет 23 декабря. Некто на автомобиле ВАЗ 2115, круша всё на своем пути, врывается в здание и разъезжает по терминалу 1А в зоне выдачи багажа, в залах ожидания, тараня по пути стеклянные двери. Какие выводы о системе безопасности российских аэропортов напрашиваются после увиденного? Какие ожидаются последствия?
Конечно, видео шокирует. И полное недоумение вызывают действия охранников – они бегают за машиной, беспомощно жестикулируя, как будто уговаривают водителя остановиться. В результате ему дали проехать весь терминал и только потом задержали.
Остается порадоваться, что никто не пострадал. События происходили поздно вечером 22 декабря, и в аэропорту было немноголюдно. Да и сам водитель, похоже, не преследовал цели навредить окружающим – ехал достаточно аккуратно, вписывался в повороты и даже дверные проёмы. И это, кстати, наводит на мысль, что Руслан Нуртдинов, экс-сотрудник СОБРа МВД Республики Татарстан, находившийся за рулём в состоянии наркотического опьянения, хорошо ориентировался в аэропорту.
Можно сказать, он провёл краш-тест этого стратегического объекта, и в результате оценка – «крайне неудовлетворительно». Самому лихачу мероприятие наверняка будет стоить свободы (уголовные дела уже возбуждены), а руководство аэропорта подсчитывает убытки (это как минимум 6 млн руб.) и готовится оправдываться перед контролирующими инстанциями.
У обывателя при просмотре видео из Казани возникает ощущение, что это продолжение какого-то абсурдного блокбастера. Российские власти уже год занимаются проблемами безопасности за рубежом – например, в аэропортах Египта. Организуют комиссии, выдают рекомендации. И тут в своей стране такое… «А вы что думали, кто-то у нас всерьёз защищает людей? Да только щеки надувают!» «Всё профанация, никакой реальной безопасности в российских аэропортах нет!» Такими комментариями пестрит Интернет.
Что отвечают на это эксперты из транспортной сферы?
«Было бы ошибкой ставить общие диагнозы на основании одного инцидента, – говорит Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). – В стране много сделано и делается для защиты авиапассажиров. Я знаю детали, поскольку курирую в нашей организации Комитет по транспортной безопасности, мы плотно работаем с Ассоциацией аэропортов. В деле профилактики терроризма и любых противоправных действий Россия даже пытается двигаться впереди планеты всей, и наши аэропорты более защищены, чем, к примеру, европейские. Просто широкой огласке не предаются факты предотвращённых ЧП».
По мнению Бориса Шокурова, кое-где у нас даже перегибают палку – появилось много бюрократии, принимаются дублирующие друг друга или парадоксальные меры. Например, есть попытки оснащения воздушных судов видеокамерами, которые бы в онлайне передавали наземным службам безопасности информацию о происходящем на борту. Ещё нет технической возможности внедрить новшество, но ряду авиакомпаний уже выписаны предписания о штрафах за несоблюдение этого правила.
Возвращаясь к теме инцидента в Казани, Борис Шокуров отметил: предстоит расследование, по результатам которого можно будет делать выводы и назначать санкции. Но ясно одно: абсолютной безопасности не существует. И панацею от любых противоправных действий никто не изобретёт, «даже если мы превратим аэропорты в бетонные бункеры и пассажиры будут осуществлять посадку на борт в чём мать родила». Но вот вопрос: кто тогда захочет пользоваться воздушным транспортом? – подытоживает эксперт.
Дмитрий Горин, гендиректор «Випсервиса», согласен, что общий уровень безопасности на объектах воздушного транспорта в России весьма высок. Хотя, конечно, не идеален, и случай в Казани послужит поводом для принятия дополнительных мер. «Возможно, это будет усиление уголовной ответственности за подобные правонарушения, а также создание вокруг аэропортов полосы отчуждения для транспорта. Чтобы на машине невозможно было оказаться в непосредственной близости от терминала», – полагает г-н Горин.
Итак, авиапассажирам следует настраиваться на ужесточение пропускного режима в аэропортах.
Что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели? Участвуйте в опросе.