Эксперты не исключают всплеска авиабоязни
Крушение Ту-154 близ Сочи остаётся одной из главных тем в информационной повестке недели. Хотя борт принадлежал Министерству обороны России, крушение может иметь последствия для рынка пассажирских авиаперевозок в целом. Самолёты Ту-154 уже почти выведены из эксплуатации, однако эксперты не исключают очередного всплеска авиабоязни.
Как всё произошло
В воскресенье утром, 25 декабря, Ту-154 Министерства обороны России, вылетевший в Сирию из Москвы, потерпел крушение в Чёрном море вскоре после дозаправки в Сочи. На борту находились 92 человека, в том числе 64 артиста Ансамбля имени Александрова, девять журналистов Первого канала, НТВ и телеканала «Звезда», а также глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза. Сейчас на месте крушения самолёта круглосуточно продолжаются поисковые работы. На поверхность подняты крупные фрагменты фюзеляжа, обнаружен один из трёх бортовых самописцев, находившийся под кабиной пилотов. Ещё два «чёрных ящика» вместе с хвостом самолёта по состоянию на 27 декабря не найдены.
Последствия для авиаперевозок
В Министерстве транспорта России уже задумались об ограничении эксплуатации Ту-154 Б2, остающихся в эксплуатации у Минобороны, однако принятие окончательного решения оставили за силовиками. «Решение об эксплуатации тех или иных типов самолётов государственной авиации должны принимать те ведомства, в чьём ведении эти самолёты находятся. Данный борт относился не к самолётам гражданской авиации, находящейся в ведении Росавиации, поэтому решение по нему должно приниматься соответствующим ведомством», – сказал Максим Соколов.
Так как, кроме силовиков, Ту-154Б2 в России никто не эксплуатирует, возможные ограничения не окажут влияния на рынок перевозок. Определённые последствия для гражданских перевозок возникнут только, если проверить заодно решат и модернизированные Ту-154 серии «М». Но в этом случае значительного влияния на рынок ограничения не окажут, так как по состоянию на июль 2016 года в России единственным перевозчиком, располагающим двумя такими бортами, была «Алроса». Ещё два есть в парке белорусской «Белавиа», однако уже к 29 декабря их выведут из эксплуатации – на эту дату запланирован последний рейс.
Ещё три года назад ситуация была иной: 23 Ту-154 имелись в парке одного из крупнейших российских перевозчиков, UTair.
Пассажиры боятся
Тем не менее последствия катастрофы на рынке уже ощущаются. Компании, реализующие авиабилеты, сообщают о звонках обеспокоенных клиентов – под влиянием трагических новостей некоторые боятся летать. Впрочем, по словам Игоря Константинова, коммерческого директора Biletix, явного падения спроса на покупку билетов после данной трагедии не произошло.
Хотя ранее такие случаи были. Достаточно вспомнить крушение самолёта FlyDubai, разбившегося в марте под Ростовом-на-Дону. Тогда туроператоры зафиксировали случаи аннуляции уже оплаченных туров в Эмираты.
Как отметила Алиса Ковпак, кандидат психологических наук, клинический психолог, панические атаки у предрасположенных к этому людей могут происходить практически по любым поводам. «Если кто-то боится летать, то он найдёт причины не ехать», – констатировала Алиса Ковпак. Эксперт также отметила, что большинство людей такие новости, несомненно, огорчают, однако не являются поводом отменить поездку.