Что разделило пассажиров «Аэрофлота» на живых и мертвых?
Следственный комитет назвал вероятные причины авиакатастрофы лайнера «Аэрофлота», которая 5 мая унесла жизни 41 человека. Это «недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия». Вне зависимости от того, какая версия в итоге окажется главной, зададим те вопросы, которые неизбежно возникают после случившегося, и проанализируем возможные последствия.
«Суперджет» надежен или нет?
В первые же часы после катастрофы в Интернете появилась петиция с требованием остановить полеты Sukhoi Superjet (SSJ 100) до выяснения причин катастрофы. Аналогичный запрос отправил в Росавиацию и депутат Госдумы Михаил Романов. А заслуженный пилот России Юрий Сытник даже призвал пассажиров отказаться от покупки билетов на рейсы, которые выполняются на продукции концерна «Сухой».
Вполне возможно, что в ближайшие недели многие пассажиры последуют этому призыву. Достаточно посмотреть на результаты опроса в телеграм-канале главного редактора радиостанции «Говорит Москва» Сергея Доренко. 59 % из более 35 тысяч его подписчиков, проголосовавших к утру 6 мая, считают, что в авиакатастрофе виноваты создатели «Сухого».
Людей можно понять. Катастрофа в Шереметьево – уже вторая в карьере SSJ 100. И если в первой, случившейся в 2012 году, жертвами стали участники демонстрационного полета, то сейчас – погибли пассажиры коммерческого рейса главной авиакомпании страны.
Тем не менее, несмотря на вал разоблачительных заявлений и критики в адрес SSJ 100, днем 6 мая стало ясно, что кардинальных решений по технике не будет. Министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что оснований для приостановки эксплуатации российских SSJ 100 нет.
Возможно, свою роль в этом решении сыграло то, что в парке «Аэрофлота», по данным на 1 мая, числится 50 самолетов этого типа и есть планы увеличить их число. В ноябре прошлого года «Аэрофлот» сообщил о подписании крупнейшего контракта на поставку новых лайнеров – с 2019 до 2026 год нацперевозчик получит 100 самолетов SSJ 100. Вывести из эксплуатации «Сухого» еще до окончания расследования – значит, еще больше подорвать доверие к отечественному производителю.
Заявление министра транспорта и представителей Следственного комитета стоит расценивать как косвенное признание того, что по официальной версии роковую роль в катастрофе сыграла всё-таки не техника. Или не только техника. А значит – или люди, или сочетание целого ряда факторов – включая случайность вроде удара молнии.
Кстати, версию с последствиями от удара молнии эксперты всерьез не рассматривают. «Молния не могла стать причиной катастрофы, – пояснил «Известиям» Юрий Сытник. – Вероятнее всего, произошел отказ двигателя или его возгорание. А после отказа всей электроники пилоты не смогли посадить самолет: садились с большим весом и экипаж оказался не готов к такой ситуации.
Пилоты – герои или нет?
Очень сложный вопрос, ответ на который, безусловно, должны дать специалисты в ходе расследования. Да, пилоты – герои, потому что им удалось посадить самолет в нештатной ситуации. Да, герои, потому что последними покинули горящую машину и помогали пассажирам выбираться. Однако тот факт, что в обнародованном списке возможных причин катастрофы первой идет именно «недостаточная квалификация пилотов», заставляет задуматься. Очевидно, этот вывод сделан на основе данных о жёсткой посадке, из-за которой самолет ударился о полосу, разрушились стойки шасси, вспыхнуло топливо.
Тем не менее специалисты в области авиации, с которыми редакция консультировалась при написании статьи, призывают не торопиться с выводами: «Будет серьезное разбирательство, давайте подождем».
Подождем и должной оценки действий наземных служб аэропорта Шереметьево. Почему людей и технику не направили к месту посадки аварийного борта заранее? Этот вопрос также пока остается без ответа.
Выжившие с сумками – преступники или нет?
Еще одна сложная тема. Всем ясно, что даже секунды промедления могли разделить людей в горящем самолете на живых и мертвых. При этом на кадрах с места катастрофы мы видим, как некоторые уцелевшие пассажиры шагают от горящего самолета с рюкзаками и сумками.
Пассажиры сгоревшего сегодня самолета Аэрофлота нарушили правила эвакуации. «Источники в Службе авиационной безопасности аэропорта Шереметьево подтверждают, что в нарушение всех инструкций, данных кабинным экипажем при аварийной посадке горящего лайнера, множество пассажиров «тормозили эвакуацию, доставая и забирая с собой ручную кладь». На видео есть кадры, где мужик несет чемодан... Что у него там? Разве стоит барахло тех секунд, из-за которых, возможно, не смог пробиться к трапу и спастись кто-то из 41 погибших?
Опубликовано Дмитрием Даниленко Воскресенье, 5 мая 2019 г.
То есть часть из тех 55 секунд, в течение которых длилась эвакуация, потратили на то, чтобы забрать ручную кладь с полок.
Кто теперь эти люди – преступники? В Интернете уже появились призывы судить выживших с сумками. Раздаются и прямые обвинения в том, что из-за них пассажиры с задних рядов лайнера не успели пройти к выходу и спастись.
Юридическую оценку ситуации в профессиональной группе «Трэвел Президиум» дал руководитель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов.
«Пассажир, нарушивший инструкцию по аварийному покиданию воздушного судна, не является ответственным лицом за причинение вреда, если, конечно, не будет доказано, что именно его действия препятствовали выходу пассажиров и повлекли тяжкие последствия. Этот вопрос возникает не в первый и, к сожалению, не в последний раз как на воздушном, так и на водном транспорте. Есть и правоприменительная практика, по субъективной части здесь необходимо доказательство прямого умысла, иначе нет вины и нет ответственности. А вот авиационный персонал может понести ответственность в случае причинения вреда по неосторожности вследствие халатности или преступной самонадеянности», – полагает юрист.
При этом отметим, что к действиям кабинного экипажа вопросов нет и у наблюдателей, ни у выживших пассажиров. «Хотелось бы поблагодарить стюардесс. Только благодаря им я остался жив. Из отсеков, где было темно, где был газ и самая высокая температура, они вытаскивали людей и помогали им спуститься, – рассказал «Известиям» пассажир сгоревшего лайнера Дмитрий Хлебушкин. Один из бортпроводников, Максим Моисеев, погиб, оставаясь в самолете и помогая пассажирам. Двум его коллегам удалось спастись.
Чтобы закрыть тему эвакуации с сумками, приведем еще одно мнение. «Неслучайно авиакомпания «Победа» жестко регламентирует количество и габариты ручной клади. Если ее немного, то посадка и высадка пассажиров ускоряется в разы. Это тоже повод задуматься», – отметил один из экспертов.
Редакция HotLine.travel выражает соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе.