Пока ведущие мировые СМИ осторожно анализировали версии причин авиакатастрофы, в «Новой газете» уже призвали не летать чартерами
Трагедия в небе над Египтом продолжает оставаться в фокусе внимания мировых СМИ: авиакатастрофа «Когалымавиа», унесшая жизни 224 человек, стала одной из крупнейших в истории гражданской авиации. В причинах её ещё предстоит разобраться, но кое-где уже сделали выводы и нашли виноватых.
Осторожные версии
Вот уже три дня практически все СМИ анализируют возможные причины авиакатастрофы в небе над Египтом, но делают это по-разному. Одни очень осторожны – оперируют фактами, сопоставляют их, выстраивают тематические подборки и только потом, накопив еще данных, переходят к оценкам.
К таким источникам можно отнести известные зарубежные СМИ – CNN, BBC, из российских в том же стиле работает «Коммерсантъ» и другие уважаемые издания.
Вот, например, как освещали тему авиакатастрофы 2 ноября на BBC. Утром на портале был опубликован материал с лаконичным заголовком «Sinai plane crash: What we know» («Авиакатастрофа на Синае: что нам известно»), где читатель мог получить ответы на вопросы – что и где случилось, как развивались события, как будет проходить расследование, что известно о жертвах, о самолете. В эту же подборку вошла отдельная статья с четырьмя версиями причин авиакатастрофы: технический сбой, человеческий фактор, поражение ракетой, взрыв на борту. По каждой – аргументы «за» и «против», инфографика, никаких скоропалительных выводов.
И только днем BBC позволили себе расставить акценты: новый материал с заголовком «External Influence» caused Sinai Crash («Причиной катастрофы на Синае стало внешнее воздействие») занял почти всю главную страницу. Очевидно, что эту возможность журналисты получили благодаря заявлениям руководства «Когалымавиа» на пресс-конференции. Они сопоставили их со словами главы Росавиации Александра Нерадько – выводы делать пока рано.
Не летайте чартерами!
К сожалению, в то время как зарубежные информационные холдинги бережно работали с фактурой, осознавая цену ошибки, были и обратные примеры, когда факты уступали место оценкам, а наверх, в заголовок, сразу транслировались выводы. Самое неприятное, что примеры такой «работы» дали некоторые коллеги из России.
«Что это было? Чартер. Простой совет: не летайте российскими чартерами». Этот некорректный, если не сказать – бредовый – заголовок, вынесла в Facebook «Новая газета». Примечательно, что материал был опубликован еще 31 октября, то есть в день авиакатастрофы.
Вот что пишет газета, так сказать, по горячим следам.
«Можно строить какие угодно теории, но все, кроме одной, за последние полтора десятка лет аварии российских самолетов вызваны бардаком ниже плинтуса. Единственное исключение — это авария Ту-204 компании Red Wings во Внуково 29 декабря 2012 г.», – пишет автор.
В подтверждение приводятся примеры аварий: под Донецком, где самолет неудачно облетел грозу, в Перми, где в крови пилота обнаружили алкоголь, в Петрозаводске, где пилот садясь ночью, принял шоссе за ВПП, так как в аэропорту – устаревшее оборудование.
Непонятно, при чём тут чартеры, хотя бы потому, что описанные инциденты происходили с регулярными рейсами. Если читать далее – недоумение возрастает. Автор сетует, что отечественные Ту-134 запретили, а авиакомпании вынудили нести деньги в «ВТБ-лизинг», чтобы закупать «Боинги», сожалеет, что убили «Трансаэро», пеняет чиновникам за то, что те «занимаются чем угодно, кроме обеспечения безопасности полётов, так как не летают на «чартерных гробах». Вопрос о том, при чём тут чартеры так и остался без ответа. Как говорится, без комментариев.