Кто снимет сливки от открытия направления?
В ночь на 1 июля почти все крупнейшие туроператоры вернули в свой ассортимент предложения отдыха в Турции. Тем не менее первоначальный оптимизм на рынке уже на следующий день пошёл на убыль. Выяснилось, что отправлять туристов можно только на регулярных рейсах, а вот организация чартеров по состоянию на 1 июля пока остаётся под запретом. Если эта ситуация затянется, заработать на открытии Турции смогут не все.
Поспешили и подстраховались
К утру 1 июля на волне позитивных новостей о снятии ограничений на продажу туров турагентства начали получать сотни обращений от клиентов, желающих улететь в Турцию.
Крупные туроператоры, со своей стороны, поспешили вернуть на сайты предложения по Турции. Одним из первых отреагировал ANEX Tour – он анонсировал чартеры на Azur Air с вылетом из Москвы и других городов уже через неделю – 8-го числа. Ценник за семь ночей в Кемере в отеле 3* начинался от 44 тысяч рублей, включая трёхразовое питание.
Однако уже днём эти предложения исчезли как с сайта самой компании, так и из поисковой выдачи агрегаторов. Туроператор предпочёл подстраховаться и в начале программы отправить туристов на регулярных рейсах Turkish Airlines. С этой же авиакомпанией пока работает и «Пегас» – туроператор продаёт туры с вылетами, начиная с 14 июля. На сайте TEZ Tour тоже доступны только пакеты с регулярной перевозкой. А Сoral Travel вообще не стал открывать продаж – на сайте компании в пятницу не было даже упоминания о Турции.
«Библио Глобус» поначалу тоже не публиковал цены, его планы стали известны к вечеру пятницы. Судя по информации из пресс-релиза компании, туроператору удалось получить карт-бланш, который выделяет его на общем фоне. Но об этом позже.
От Турции ждут гарантий
Причина, которая вынуждает туроператоров осторожничать и предлагать Турцию фактически в усечённом формате, в том, что в России всё ещё продолжает действовать запрет на организацию чартерной перевозки в страну. Этот запрет введён Минтрансом 1 декабря 2015 года согласно постановлению правительства № 1296 от 30 ноября 2015 года, и по состоянию на 1 июля его никто не отменял. Официальный представитель Росавиации Сергей Извольский в ответ на вопрос HotLine.travel сообщил, что Росавиация ждёт распоряжения от кабмина.
В среду, 29 июня, вице-премьер Аркадий Дворкович заверял, что оно появится в ближайшие дни. Однако уже в четверг на заседании правительства его глава Дмитрий Медведев добавил существенную деталь – по его словам, с учётом трагических событий в Стамбуле турецкие власти должны дать гарантии безопасности российским туристам.
Что это за гарантии – непонятно, но так как стамбульский теракт произошёл в аэропорту, можно предположить, что речь идёт именно об авиационной безопасности. Как показывает пример Египта, согласование мнений двух стран по таким вопросам – дело небыстрое, поэтому туроператорам остаётся продавать туры только на базе регулярной перевозки, и это существенно ограничивает их возможности по ценам и ассортименту. Такие туры по определению не могут быть дешёвыми и массовыми.
Кто снимет сливки?
Сейчас рейсы между городами России и Турции осуществляют «Аэрофлот», Turkish Airlines и «Пегасус». По словам экспертов, опрошенных HotLine.travel, тот же «Аэрофлот» вряд ли согласится предоставить участникам рынка специальные тарифы, так как предпочитает везде, где только возможно, загружать свои рейсы сам. Возможности сотрудничества туроператоров с турецкими перевозчиками тоже ограничены – они не смогут значительно нарастить количество рейсов, так как этот вопрос регламентирован межправительственными соглашениями и опять-таки требует согласования с «Аэрофлотом».
Если переговоры российских и турецких властей затянутся, «поплывут» и сроки возобновления чартерных программ. Для туроператоров по Турции это, безусловно, плохой сценарий. В условиях колоссального отложенного спроса на Турцию у них не будет возможности ни увеличить перевозку, ни получить от авиакомпаний выгодные тарифы. В этом случае все сливки снимут регулярные авиакомпании, в частности – группа «Аэрофлот».
Пожалуй, единственным исключением на этом фоне выглядит «Библио Глобус», у которого имеется соглашение о стратегическом партнёрстве с «дочкой» «Аэрофлота» – авиакомпанией «Россия». Этот перевозчик располагает допусками на регулярные рейсы в Анталью из Москвы и Санкт-Петербурга, что уже позволило туроператору заявить о старте полётной программы – как указано в пресс-релизе, рейсы из двух столиц будут выполняться ежедневно, начиная с 9 июля. Сообщается, что колоссальный опыт компании позволяет вновь выйти на рынок Турции и занять в этой сфере лидирующие позиции.
Удастся ли «Библио Глобусу» в полной мере использовать неожиданно образовавшуюся фору, будет зависеть от того, когда правительство отменит свой запрет на чартеры в Турцию. Турецкие источники называют срок. «Управление сообщает, что чартерные рейсы возобновятся 7 июля, будет осуществляться 17 рейсов», – это цитата из Twitter генеральной дирекции гражданской авиации Турции.