Пилоты – об обстоятельствах ЧП в Сочи
В минувшие выходные одной из главных тем в СМИ стало ЧП в Сочи: обсуждались причины, по которым B-737-800 авиакомпании UTair выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Мы публикуем экспертный взгляд на обстоятельства случившегося и предлагаем читателям принять участие в опросе.
«МК» опубликовал на своем сайте интервью с заслуженным пилотом СССР, членом Общественных советов при Росавиации и Ространснадзоре Олегом Смирновым. Он комментирует обстоятельства ЧП и сразу же обращает внимание, что авария произошла в сложнейших условиях – 3 часа ночи, ливень, сильный ветер. Кроме того, пилоты были ограничены в маневре – аэропорт Сочи отличается тем, что заход на посадку возможен по единственному курсу, со стороны моря.
С первого раза сесть не получилось, поэтому пилот UTair направил самолет на второй круг. То, что произошло дальше, теперь предстоит тщательно проанализировать экспертам, ведущим расследование ЧП. Похоже, что главная задача – выяснить, была ли ошибка пилота.
«Как он рассчитал, а это уже забота командира корабля, но сел он с большим перелетом, не в начале взлетно-посадочной полосы, как положено, а дальше. А плюс – попутный ветер. Это всё не позволило самолету уместиться на ВВП до полной остановки. Самолет выкатился. Но самолеты частенько выкатываются. Для этой цели на каждом аэродроме взлетно-посадочная полоса имеет продолжение, она наращивается грунтовой полосой в несколько сот метров и называется аварийной, или полосой безопасности. Эта грунтовка содержится в идеальном состоянии.
Если самолет выкатывается на эту полосу безопасности, то он никогда не сломается в пух и прах. Но пассажирский Boeing 737 в Сочи даже миновал эту полосу безопасности и скатился в горную реку», – отмечает Смирнов.
По его словам, самолет двигался слишком быстро, у него разрушились стойки шасси, боинг зарылся работающими двигателями в грунт. Полетели искры, из-за чего и возник пожар.
Действующий пилот B-737 Денис Окань, много раз летавший в Сочи, в своем блоге размышляет, почему самолет не смог вовремя остановиться. Отказ тормозов? Несерьезно – система продублирована, выход из строя сразу двух маловероятен. Неиспользование реверса? Такое возможно, если он неожиданно отказал, пилоты о нем просто забыли или промедлили с включением. Самый сложный вопрос, по мнению Дениса Оканя, звучит так: почему вообще решили садиться в таких условиях и не ушли на запасной аэропорт?
«Когда значение порыва составляет 12 м/с, когда ветер задувает из чертова сочинского угла и когда передают сдвиг ветра, это говорит о том, что на аэродроме самые настоящие ЖПУ – жуткие погодные условия! На аэродром зашла сильная гроза с дождем, видимость в дожде упала. Имея информацию о такой погоде, пилоты заходить на посадку в Сочи права не имеют», – пишет летчик.
Денис Окань предполагает, что после первого неудачного захода на посадку экипаж получил информацию о фактической погоде от диспетчера и решил попробовать снова.
Действительно, судя по записи переговоров, уже попавших в сеть, диспетчер сообщил пилоту об улучшении погоды, после чего тот решил садиться.
«Я когда прослушал запись переговоров диспетчера и экипажа, у меня возникла масса вопросов. Там есть фраза диспетчера, которую я расцениваю как провокацию, типа «давай, давай, садись, погода хорошая». Если командир корабля и колебался, то диспетчер его невольно подтолкнул к решению садиться. По-доброму, в такую погоду нужно было уходить на запасный аэродром», – отмечает Олег Смирнов в интервью «МК».
Что было дальше, мы уже знаем из сообщений СМИ и свидетельств очевидцев. То, что никто из 164 пассажиров и 6 членов не погиб, можно назвать чудом. Но, к несчастью, от сердечного приступа скончался Владимир Бегиян, начальник комплексной смены аэропорта, который первым прибыл к горящему самолету и координировал спасательную операцию. Его представят к награждению Орденом Мужества посмертно.
Первые последствия ЧП уже известны: по факту аварийной посадки возбуждено уголовное дело, и авиакомпанию, и аэропорт ждут проверки. Нам же, простым пассажирам, очень хочется, чтобы по итогам были сделаны правильные выводы. Ведь самолеты выкатываются за пределы взлётно-посадочной полосы не так уж редко. У UTаir, например, уже был такой случай в апреле 2016 года, когда ATR-72 выехал за пределы ВПП в Воронеже. Тогда обошлось без жертв. В отличие от авиакатастрофы 2012 года в московском Внуково с Ту-204 Red Wings – погибли пять человек, а обломки лайнера оказались на Киевском шоссе.
Пока комиссия Межгосударственного авиационного комитета расследует ЧП в аэропорту, а авиакомпания UTair решает вопрос о выплатах денежных компенсаций пассажирам злополучного рейса, редакция предлагает читателям ответить на два вопроса – о том, увеличится ли количество тех, кто боится летать.