Хроника и уроки вьетнамской трагедии
Автокатастрофа, произошедшая во Вьетнаме 13 марта, унесла жизни девяти российских туристов. Все они выехали в страну по путевкам Ланты-тур вояж. Как действовал туроператор и его партнеры в сложной ситуации? А главное – что нужно предпринять, чтобы наши соотечественники впредь чувствовали себя более защищенными в зарубежных поездках?
Как это было
Автобус с 24 туристами возвращался в Фан Тьет с экскурсии из г. Да Лата. Трагедия случилась примерно в 19.30 по местному времени. На одном из поворотов горной дороги машина потеряла управление и, пробив ограждение, вылетела с трассы. Восемь россиян, а также сопровождавший группу гид-вьетнамец погибли на месте. Еще 16 человек, в том числе и водитель, получили травмы, многие – тяжелые.
Всем миром
Одной из туристок удалось выбраться на шоссе, где ее подобрал работник расположенной неподалеку электростанции. Женщина сообщила название гостиницы в Да Лате, где проживала, и он связался с отелем по мобильному телефону. Дежурный на ресепшен тут же передал информацию о трагедии принимающей компании, а те – в московский офис Ланты. «Мы, в свою очередь, сразу поставили в известность своего страховщика – компанию «Ингосстрах». Было решено везти пострадавших сначала в Да Лат – для оказания первой помощи, а затем – в специализированный госпиталь в Сайгоне», – рассказывает президент Ланты-тур вояж Людмила Пучкова.
Вьетнамские партнеры действовали оперативно. Вместе с пятью машинами скорой помощи русскоязычные сотрудники принимающей стороны немедленно выехали на место катастрофы. Однако на дорогу по горам ушло около 2 часов. Спасибо местным жителям – еще до прибытия автомобилей «скорой» они на своем личном транспорте начали доставлять людей в клинику. И все же в пути не обошлось без новых потерь: скончался от травм еще один, девятый по счету, российский турист…
Уже в Да Лате самым тяжелым пострадавшим экстренно сделали операции. А к 3 часам ночи по местному времени все 15 человек были перевезены в специализированный сайгонский госпиталь, где их ждали квалифицированные врачи и работники местного офиса принимающей компании.
Вьетнамская сторона делала все зависящее, чтобы облегчить страдания людей – туристам обеспечили сопровождение на всем пятичасовом пути до Сайгона, воду и фрукты, дежурства в палатах клиник, услуги переводчиков при общении с медперсоналом. Из Фан Тьета оперативно перевезли все личные вещи пострадавших. Тем временем в центральном офисе Ланты в Москве действовал специальный штаб, организованный в первые же часы, он взял на себя координирующие функции. «Всю ночь с пятницы на субботу мы были на постоянной связи с вьетнамскими партнерами и со своим страховщиком. А утром приступили к обзвону турагентов – предстояло сообщить о трагедии родственникам погибших и раненых…», – говорит Людмила Пучкова. На следующий день после аварии, когда о ней сообщили по всем телеканалам, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу получил от Ланты доклад. Угрозы жизни людей, находившихся во вьетнамском госпитале, на тот момент уже не было.
Воскресным утром в Сайгон вылетел самолет МЧС, направленный по решению президента РФ. Борт доставил во Вьетнам часть родственников пострадавших и погибших. Тех же, кто по тем или иным причинам не успевал к вылету, Ланта безвозмездно обеспечила билетами на ближайшие регулярные рейсы. В ночь с понедельника на вторник все 15 раненых туристов были вывезены в Москву лайнером МЧС и размещены в столичных больницах. Тремя днями позже «Ингосстрах» организовал репатриацию тел погибших.
Фатальный поворот
Экскурсия, закончившаяся трагедией, не входила в состав турпакета. Однако она приобреталась туристами у основного партнера туроператора во Вьетнаме. По словам представителей Ланты, это надежная фирма, имеющая все необходимые лицензии и принимающая наибольшее число гостей из России. Ланта участвует в управлении этой компанией, в отборе гидов.
Официального заключения дорожной полиции о причинах автокатастрофы пока нет. Достоверно известно лишь следующее. Автобус был заказан вьетнамским партнером туроператора у одной из самых крупных транспортных компаний Фан Тьета. Произведен 10 октября 2007 г. и сертифицирован для туристических перевозок до 2020 г. Сорокадвухлетний водитель, имеющий стаж более 10 лет, многократно возил группы по этому маршруту. Тест на алкоголь показал, что он был трезв.
Расследование происшествия идет на самом высоком уровне. Остается ждать его результатов.
Вопросы без ответов
Вьетнамская катастрофа показала, насколько еще несовершенен механизм защиты российских граждан в чрезвычайных ситуациях за границей. Каждый из туристов Ланты был застрахован на $30 000, однако это не решает всех проблем.
Во Вьетнам вылетел специально оборудованный самолет МЧС, но ведь его отправка – добрая воля президента. Где оперативно найти подходящие средства для транспортировки раненых, если бы у государства не оказалось на тот момент такой возможности, – большой вопрос.
Кто по российскому законодательству должен оказывать психологическую помощь людям, попавшим в беду в чужой стране? Во время вьетнамского несчастья до прибытия лайнера МЧС с соответствующими специалистами этим, как могли, занимались сотрудники принимающей компании. Но они же не профессионалы в этой области.
Наконец, близкие должны иметь возможность навестить пострадавших в клиниках. А в случае гибели людей присутствие родственников для опознания тел попросту необходимо. А такие поездки не предусмотрены страховыми полисами.
Конечно, решать эти вопросы надо на государственном уровне, что требует времени. Как считает Людмила Пучкова, туроператорское сообщество должно уже сейчас создать специальный фонд для оказания помощи туристам в чрезвычайных ситуациях.
МЧС или Medical Assistant?
Минувший зимний сезон дал скорбные цифры потерь в автомобильных авариях за рубежом. В израильской трагедии под Эйлатом в декабре 2008-го погибло 24 российских туриста. Неделей позже в Египте – еще 8. Теперь Вьетнам. Если аварии нельзя предотвратить, надо, по крайней мере, совершенствовать механизм оказания помощи гражданам, убеждены эксперты.
«Беда в том, что, по статистике, каждый четвертый турист из России не страхуется вообще, – говорит Владимир Канторович, 1-й вице-президент АТОР. Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ, объясняет это обстоятельство низкой правовой и страховой культурой граждан: «Многие путешественники стараются минимизировать плату за полис, хотя она и так невысока при нынешней конкуренции на страховом рынке». Государству пора ужесточить контроль в этой сфере, считают наблюдатели.
Другую проблему эксперты видят в том, что полисы часто являются чистой фикцией – покрытия не хватает ни на лечение, ни на транспортировку пострадавших. «Нужно четко установить, какой обязательный перечень рисков покрывается полисом», – считает Владимир Канторович. «И законодательно ввести еще и страхование туристов от несчастных случаев», – добавляет Ирина Тюрина. Тогда люди смогут получать не только врачебные услуги, но и определенное денежное возмещение.
Дмитрий Давыденко, гендиректор Центра защиты и помощи гражданам за рубежом, обращает внимание на отсутствие в России законодательства, регламентирующего оказание медицинской помощи соотечественникам за границей, – нет даже инструкции Росстрахнадзора на сей счет. Кроме того, государство никак не контролирует взаимодействие страховщиков с Medical Assistant – специализированными международными компаниями, являющимися их «руками» за границей. Возможности «ассистантов» немалые – они имеют даже самолеты санитарной авиации. Но эти структуры не подчиняются российскому законодательству. «Государство должно добиться их обязательной регистрации в качестве российских юрлиц, – полагает Дмитрий Давыденко. – Только тогда будет должный контроль над исполнением ими своих обязательств перед российскими партнерами-страховщиками. И не придется тратить бюджетные средства на отправку самолетов МЧС».