О чем говорили на выставке под коньячок
Вот и закончились две туристические выставки – MATIW в «Крокус Экспо» и «Отдых/Leisure» в Экспоцентре, – породив очередную серию противоречивых отзывов участников и гостей. В одном представители мировой туриндустрии сошлись: нигде не услышишь столько откровенных разговоров на злобу дня, как на московских отраслевых форумах. На этот раз список наиболее значимых тем претерпел изменения: если на протяжении нескольких лет все без устали обсуждали, в какой выставке участвовать и не лучше ли их объединить, сейчас в лидерах – печальные итоги летнего сезона, скептические прогнозы на зиму, а также «кто станет банкротом в ближайшем будущем». Самые острые вопросы поднимались, как водится, в кулуарах, за стендами, под крепкий кофе или коньячок.
Греческий хотельер радуется:
– Мы очень довольны сезоном: поток из России вырос на 30%, комнаты до конца октября давно проданы. Может, вашим туроператорам и плохо, но они же сами демпинг устроили!
Гость из Греции развивает тему:
– Я слышал, следующее лето будет хуже нынешнего. У нас все обсуждают, что еще придумают «Натали» и TEZ, чтобы взять свою долю рынка. Кстати, отель Aquila продавался за три копейки, и уровень сервиса там очень сильно упал. А ведь он когда-то был гордостью Grecotel. Жаль...
Российский оператор сообщает:
– А мы тут ставки делаем: кто следующий окажется банкротом? Говорят, в зоне риска – компании с турецкими корнями. Мне на это партнеры из Турции намекали.
Арабский хотельер опасается:
– А по моим данным, хуже других чувствуют себя компании, которые продают туры в ОАЭ. Говорят, три из них на грани. Мы очень сильно обеспокоены, ведь контракты на сезон уже подписаны. Как прикажете поступить? Не подойдешь же к своему давнему партнеру со словами: «Правда, что ты почти банкрот?..»
Иностранный эксперт проявляет осведомленность:
– Летом российские операторы понабирали кредитов, сезон получился убыточным, денег так и нет. Встает вопрос о новых заемах, а банки их больше не выдают...
Отечественный туроператор поддерживает:
– Зимний сезон будет не лучше летнего. Сейчас игроки снова заявили нереальные объемы перевозки, полетит туча пустых самолетов, все прогорят. Раньше марта ситуация на рынке не стабилизируется.
Специалист по круизам отмечает:
– Зато круизный бизнес меньше всего подвержен кризису. Даже если поток из России в страны массового туризма упадет, мы все равно получим свою долю рынка. В морские туры никто не отправится на последние копейки, туда едут люди с достатком выше среднего. А они вряд ли окажутся под ударом финансового кризиса.
Директор турагентства беспокоится:
– Маленьким турфирмам совсем не останется места на рынке. Пока мы пытаемся выжить за счет продажи корпоративных и VIP-туров, но это долго не продлится. Придется вступать в какую-нибудь сеть…
Продавец недвижимости за рубежом считает:
– Что бы там ни говорили, в России масса людей, особенно в турбизнесе, у которых есть деньги. И они не знают, куда их деть. Вот я и приехал помочь: могу предложить землю в какой-нибудь перспективной стране!
Российский туроператор говорит:
– Всех волнует перевозка. KrasAir, хотя и перешел под флаг «Атлант-Союза», все равно должен еще доказать свою надежность. Но деваться некуда – самолетов ведь не хватает, так что и с ним будут работать...
Оператор по Дубаю добавляет:
– Казалось бы, какое подспорье: на российский рынок выходит арабский перевозчик Etihad. Между тем, есть опасение, что он слишком снизит цены и перетянет на себя поток туристов. Etihad, правда, будет летать в Абу-Даби, но это даже лучше: оттуда удобнее, чем из Дубая, можно добраться до Джумейры, и без пробок. В итоге в незавидном положении окажутся российские туроператоры, которые взяли блоки на «Трансаэро» и Emirates – прайсы этих авиакомпаний едва ли упадут.
Индийский туроператор рассуждает:
– В этом году у нас наблюдается небывалый спад потока скандинавских туристов. Уменьшились объемы Германии, Великобритании. А вот Россия Индию никогда не подводила. Только через нашу компанию за сезон приехали около 20 тыс. ваших туристов, это 15-процентный рост! Но вот какое дело: раньше российские клиенты бронировали отели 5*, потом постепенно «скатились» до 4*, а сейчас и вовсе до 3*… Я понимаю: перевозка в Гоа подорожала, она будет стоить примерно $900, вот люди и хотят сэкономить на размещении. Но нам-то какая выгода от таких бюджетных продаж? Приходится искать другую нишу, например ориентироваться на партнеров, которые продают экскурсионные туры для «випов».
Топ-менеджер российской компании продолжает:
– Сложность не только в дорогой перевозке. Отели в Гоа подняли цены минимум на 30%. Кто туда вообще теперь поедет? Направление ведь испокон веков считалось бюджетным. А индийские хотельеры рассуждают так: «Ну, не приедут русские – и Бог с ними». У них около 80% постояльцев – сами индийцы, им и так хорошо.
Другой индийский оператор добавляет:
– Главная трудность сейчас с гоанским отелем Majorda – одним из самых популярных в России. Мы все дружили с его директором – Чандракантом Сангаваром. Он давал нам скидки, бонусы, шел навстречу, и вообще, был по-настоящему заинтересован в российском рынке. Но, к несчастью, он умер этим летом. Новый же руководитель пока не спешит с нами сотрудничать. Сезон уже начался, а мы до сих пор не можем договориться о ценах и условиях бронирования. Как бы не потерять Majorda…
Хотельер из Германии переживает:
– Я был уверен, что надо делать ставку на российский рынок, причем сегмент luxury. Сейчас, когда экономический кризис серьезно потряс Европу, я приехал в Россию в надежде найти новых партнеров, специализирующихся на VIP-обслуживании, потому что был уверен: русских кризис не касается! Они всегда скупали все содержимое самых дорогих магазинов у нас, в Дюссельдорфе, ни один даже очень состоятельный немец не мог себе такого позволить. Однако здесь, на выставке, представители российских компаний мне сообщили, что и в России тоже плохи дела с финансами. Якобы в наступающем сезоне будет меньше желающих путешествовать… Я в шоке.
Мексиканский участник выставки возмущается:
– Мы никогда и не думали о сотрудничестве с Россией. Но приехали ваши туроператоры, стали нас агитировать, и мы решили прощупать здесь почву. В итоге, разочаровались. Сложная виза, безумно дорогое такси – ни в одной стране мира такого нет! А главное – ни один человек не говорит по-английски. В Италии, к примеру, даже маленький ребенок свободно владеет несколькими языками. Передайте вашему министру образования, чтобы ввел программу обязательного обучения населения.
Оператор из Мексики недоумевает:
– Почему русские так активно едут на Кубу? Что они в ней нашли? Там же отели либо местные, либо испанские. А у нас, в Мексике, – сплошь международные цепочки! Разве можно сравнивать?
Представитель кубинской туриндустрии делится:
– Я доволен, что у России с Америкой сейчас не самые лучшие отношения. Мы давно предупреждали российских коллег: нечего делать ставку на Штаты! Теперь кубинские связи с Россией только окрепнут.
Американский экспонент высказывает опасение:
– Пока визы в нашу страну получить очень легко. Но, если президентом США станет Джон Маккейн, все может очень быстро измениться. Мы боимся этого, ведь сейчас есть шанс привлечь больше россиян в Америку, им на руку падение доллара.
Топ-менеджер российской компании считает:
– Что бы ни случилось, на турбизнесе между Россией и США ситуация не отразится. Недавно была на одном приеме, где американские партнеры общались с российскими. Все обнимались, обсуждали дальнейшие планы. И вообще, туризм – сильное звено в экономике, как бы там ни было…