21 марта в «Экспоцентре» на Красной Пресне в рамках выставки MITT Управляющая компания Сети «ТБГ. Туристические бренды» провела традиционную практическую конференцию. Мероприятие собрало около 270 специалистов – в зале пришлось установить три дополнительных ряда стульев. Мы предлагаем вашему вниманию репортаж с самыми яркими фрагментами ток-шоу.
Несомненно, что такому большому вниманию аудитории конференция обязана ток-шоу с участием первых лиц туроператорских компаний. Они оценили влияние политической ситуации на туристический рынок, поделились прогнозами на предстоящий летний сезон и теми выводами, которые в текущей непростой обстановке делают сами туроператоры. Если вкратце, то ключевых выводов три: на первый план выходят эффективность бизнеса, быстрота реакции на конъюнктуру и внешние события, осторожность в планировании.
Вела ток-шоу Татьяна Дмитрова, руководитель проекта «Сеть ТБГ».
По регламенту она приглашала на сцену представителей туроператорских компаний – маркетинговых партнеров Сети ТБГ и обсуждала с ними ситуацию на рынке, а затем переходила к вопросам из зала, которые задавали агентства. Этим и ценна конференция – туроператоры и агенты имеют возможность получить обратную связь и обсудить актуальные темы.
Не важен размер, важна эффективность
От TEZ Tour к агентствам вышли двое: совладелец, коммерческий директор Александр Буртин и генеральный директор Владимир Каганер. Надо отметить, что г-н Буртин впервые выступал на конференции, и этот факт, безусловно, подчеркивал важность момента.
Вопросов к TEZ Tour всегда много. В этот раз начали с политики и экономики: насколько высока вероятность закручивания визовых гаек со стороны европейских консульств?
Александр Буртин считает, что невысока. «Мы опираемся на мнения европейских партнеров. Они единодушны: никаких мер воздействия по отношению к обычным туристам не будет. Что касается последствий санкций к России, то они отразятся на потребительской активности. Будем надеяться, что по туристическим компаниям это ударит не слишком больно».
Что касается прогнозов на лето, то, по мнению г-на Буртина, спрос на Европу просядет на 20%. По Египту и Турции, вероятно, останется на уровне прошлого года.
Верно ли, что крупные туроператоры сильнее подвержены негативным последствиям кризиса, чем небольшие компании? Это вопрос г-н Буртин прокомментировал так: «Неважно, какой размер у бизнеса. Важно, эффективна компания или нет. На мой взгляд, главное – это правильное прогнозирование. Вариантов прогнозирования два – интуитивное и аналитическое. Мы как математики придерживаемся второго пути. Важна и быстрота реакции. Кто быстрее сумеет отреагировать, приспособиться, тот и побеждает»
Будет ли в этой связи что-то корректировать в своих планах TEZ Tour? Александр Буртин ответил в том духе, что у TEZ Tour планы изначально были построены с «плановой осторожностью», ведь кризисные настроения стали ощущаться не вчера. Задачи увеличить объемы на какое-то определенное количество процентов нет и не было.
Затронули и вечную тему – агентские договора. Татьяна Дмитрова напомнила, что один из конкурентов, «Натали Турс», недавно объявил о либерализации отношений с агентами, отменив, в частности, депозиты и упростив процедуру заключения договоров. Что планирует предпринять TEZ Tour, известный довольно жестким подходом к отбору розничных партнеров?
По словам Александра Буртина, правила просты: тем, кого туроператор хорошо знает по предыдущему опыту сотрудничества, агентский договор дают без каких-либо дополнительных гарантий. В остальных случаях нужны или банковские, или какие-то иные формы гарантий». А Владимир Каганер, комментируя действия «Натали Турс», добавил: «На мой взгляд, наше преимущество в стабильности. Их колбасит из крайности в крайность, а нас нет».
Работаем по плану Б
Илье Иткину, генеральному директору PAC GROUP, Татьяна Дмитрова тоже предложила прокомментировать возможные изменения планов компании исходя из негативных событий: «Будете ли корректировать Францию? Ведь год назад PAC GROUP отказался от выхода на Хорватию?»
Илья Иткин отметил, что сравнивать эти две ситуации нельзя. По его словам, выход на Хорватию был отложен, когда направление еще только «прощупывалось» туроператором. Что касается Франции, то проект с открытием принимающей компании и групповыми турами готовился более года, и о его отмене, конечно же, речи нет. «Но, как и любой туроператор, мы всегда имеем в запасе две стратегии поведения: план А и план Б. Сейчас, чувствуя стагнацию спроса, действуем по плану Б, – заявил Илья Иткин.
По его словам, многое будет зависеть от того, зафиксируется ли курс рубля относительно доллара и евро: «В течение нескольких дней курс держался примерно на одном уровне, и мы сразу почувствовали рост количества заявок»
Держим цены
Компанию «Русский Экспресс» на конференции агентства критиковали за высокие цены. Выступая на ток-шоу, Тарас Кобищанов, генеральный директор, обратил эту критику в свою пользу.По его словам, одним из показателей финансового здоровья компании сейчас является то, насколько сильно она заинтересована в наращивании cash flow, денежного потока. То есть если туроператор пытается во чтобы то ни стало привлечь средства, выбрасывает спецпредложения, значит, дела идут не лучшим образом. «Мы же никогда не стремились быть самыми дешевыми. То, что мы держим цены, – это хороший показатель. Мы предпочитаем сократить объемы, если видим, что это необходимо», – отметил Тарас Кобищанов.
«Это лето пройдет в нервозности»
Специальным гостем ток-шоу стал Андрей Кузнецов, президент компании «Южный Крест».Изначально его выступление не планировалось, так как компания покинула круг маркетинговых партнеров Сети. Однако, оставаясь в числе ассортиментных поставщиков, туроператор продемонстрировал рост объемов продаж через Сеть. «В чем причина? Помнится, ты обещал, что туроператоры, продолжающие наращивать объемы, «умоются кровью», и теперь получается, что «Южный Крест» возвращается в их ряды?» – спросила Татьяна Дмитрова.
Рост объемов продаж «Южного Креста» Андрей Кузнецов объяснил двумя причинами. Первая – это создание горнолыжного отдела силами 12 бывших сотрудников «Асента». «Да, для нас это рост, но по объемам он гораздо меньше объемов «Асента». Вторая – Китай. «Этот рост произошел за счет региональных программ, которые делаются нами из городов России на базе UTair и являются нашей совместной инвестицией», – уточнил г-н Кузнецов.
Что касается лета, то прогноз у Андрея Кузнецова пессимистический. «Очень пессимистический прогноз. Не все плохое уже случилось. Кризис, нестабильность, международные санкции будут все время влиять на рынок. Это лето пройдет в нервозности. Года три мы радикально изменяли модель бизнеса. Сейчас коллеги по Греции теряют сумасшедшие деньги. Флаг им в руки! Наш девиз – предельная осторожность», – подытожил Андрей Кузнецов. Впрочем, пессимизм не помешал «Южному Кресту» запланировать рост объемов отправки туристов на Халкидики. «Это за счет перераспределения продукта нашего партнера, компании Ambotis», – объяснил г-н Кузнецов.
Никому не верьте!
Об осторожности говорил и генеральный директор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко.«Каждая компания сама определяет свои приоритеты. Мы всегда действуем осторожно. У нас задача – развиваться там, где мы имеем сильные позиции», – отметил г-н Шевченко. Примеры: летом компания планирует прирасти на болгарском направлении, на кипрском рассчитывает остаться в цифрах прошлого года. Сохранены летние Карибы, в частности блок мест на рейсах «Аэрофлота» в Гавану.
Общий тренд для рынка, по словам Дмитрия Шевченко, очевиден: рост интереса к недорогому продукту: «У нас он составляет 30–40%».
Что касается последствий кризиса, то от него, как считает г-н Шевченко, будут страдать нишевые туроператоры по Европе, которые сильнее других почувствуют ослабление спроса из-за снижения курса рубля.
У крупных туроператоров возможностей для маневра выше, вопрос в том, насколько быстро они перераспределят свои объемы. По мнению Дмитрия Шевченко, трудно придется тем, кто связан большими контрактами с авиакомпаниями или имеет собственную перевозку.
Из положительного – за последние годы туроператоры стали вменяемыми, у них есть желание договариваться. Напоследок Дмитрий Шевченко выдал в микрофон очередь из противоречивых, но ободряющих фраз: «Никому не верьте. Рынок все равно будет. Те, кто ездит отдыхать, поедут. Волны кризиса преодолеем!»
«Лю-у-у-у-ди-и-и»
Можно сказать, что Наталье Литвиненко (TRAVELSYSTEM) как представителю компании, чья специализация – именно Европа, пришлось ответить за всех нишевых туроператоров. «Вас поджимают со всех сторон. Как вы будете на это реагировать?».
Наталья Литвиненко сравнила турбизнес с фильмом «Чародеи». В том смысле, что сначала приходится блуждать по коридорам с протяжным криком: «Лю-у-у-у-ди!» – но в конце спасительный выход все-таки находится. Если серьезно, то туроператор делает ставку на усиление «человечности», которой так не хватает крупным игрокам рынка. «Надо делать хорошо то, что ты умеешь. Мы создали линию FIT-продукта с целью делать во Франции и Чехии абсолютно все», – пояснила Наталья Литвиненко.
С групповыми турами ситуация действительно напряженная. Терять деньги и демпинговать компания не готова, поэтому сократила объемы организации дополнительной перевозки в Чехию на майские праздники. Вместо 16 допрейсов в Прагу оставили только два.
Про перспективы мая высказалась и Татьяна Плешакова («Трансаэро Тур»): «Вызывают опасения майские праздники. Но задача туроператоров – бороться Раньше было четкое проявление высокого и низкого сезона, сейчас разница между ними смазана».
Богатые тоже плачут?
Осторожную надежду на возможности обеспеченных клиентов высказал Дмитрий Арутюнов («Арт-Тур»): в любой кризис богатые становятся богаче. Но все же признал, что серьезный провал в курсе рубля беспокоит и состоятельных клиентов. И снова привел в пример майские праздники: «Ими начали интересоваться вот только сейчас».
Карен Гончаров (появился на конференции впервые после долгого перерыва и в хорошем настроении) считает, что к ослабевшему рублю туристы привыкнут. Произойдет это через два-три месяца, самое худшее – через шесть. И вот тогда снижение потребительской активности будет компенсировано: «Результаты 2014 года по количеству туристов, скорее всего, будут соответствовать 2013 году». По своей компании спад г-н Гончаров оценил в 9,8% (это с начала года). Чтобы удержать объемы, туроператор планирует увеличить долю бюджетного турпродукта.
***
И в заключение – о тех, кто не участвовал в ток-шоу, но на конференции присутствовал. Например, впервые к агентствам ТБГ лично обратился Александр Туголуков, управляющий директор компании «Библио Глобус»: он поблагодарил дилеров за успешное сотрудничество и вручил управляющей компании диплом.