logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 05 сентября 2011

Туризм и три революции

Серия крахов турагентств, а потом еще и скандал вокруг «Капитал Тура» стали своеобразной «точкой кипения» – поправки в туристическое законодательство неизбежны. Некоторые из предложений по регулированию отрасли эксперты называют не иначе как революционными.

В 2011 году рынок может измениться до неузнаваемости

Серия крахов турагентств, а потом еще и скандал вокруг «Капитал Тура» стали своеобразной «точкой кипения» – поправки в туристическое законодательство неизбежны. Некоторые из предложений по регулированию отрасли эксперты называют не иначе как революционными.

Революция № 1. Смело, товарищи, в СРО!

Одна из новаторских идей – сделать членство в СРО обязательным условием работы для всех компаний – и туроператорских, и турагентских. Предполагается, что эта мера отчасти заменит упраздненное лицензирование и отсеет неблагонадежные турфирмы. Ведь участники СРО несут солидарную ответственность, а значит, кровно заинтересованы выработать правила игры и следить за их исполнением. Скептики же полагают, что обойти «входной барьер» будет несложно: «По закону, чтобы создать саморегулируемую организацию, достаточно 25 участников. Появятся формальные объединения, готовые дать «крышу» кому угодно – невзирая на репутацию». Большую надежду возлагают на компенсационные фонды, которые должна формировать каждая СРО. Эти «живые» деньги можно использовать для экстренной помощи туристам за рубежом. Однако неясно, хватит ли средств в случае крупного ЧП. Особенно если фонды «распылены» по множеству СРО. Сторонники обязательного саморегулирования говорят, так можно будет наконец-то обуздать «разгул» скидок клиентам: «Если появится хотя бы десяток пулов крепких ТА, договорившихся о единой политике, они смогут диктовать условия всем остальным», – уверена Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. Но и в этом случае идея воспринимается со скепсисом. «Скорее всего, СРО окажется чьей-то кормушкой и не более», – полагает один из собеседников «ГЛ». Кроме недоверия агентов, есть и объективное препятствие: закон предполагает обязательное страхование финансовой ответственности членов СРО. В СК вроде и готовы предложить подобную услугу турагентам, но пока нет единого мнения, какие риски должны покрываться, чтобы не было дублирования с аналогичными обязательствами ТО. По поводу туроператорских СРО у экспертов тоже есть опасения: как бы они не стали удобным инструментом для сведения счетов с конкурентами. Например, несколько участников могут инициировать исключение неугодного, обвинив его в демпинге, чем «подмочат» имидж соперника у клиентов. Что же дальше? «Идея саморегулирования здравая, но, прежде чем ее внедрять, к обсуждению надо привлечь специалистов из разных отраслей, – считает Эдуард Кузнецов, президент «Мегаполюс турс». Впрочем, Евгений Писаревский, замруководителя Ростуризма, заверил, что тема обсуждается (в Совете Федерации, например) – отнюдь не кулуарно. По прогнозу одного из специалистов, вхожих во властные структуры, обязательное участие в СРО, скорее всего, на ура пройдет через законодателей. Во-первых, потому что вся ответственность перекладывается на сам бизнес, что вполне устраивает власть. Во-вторых, схема достаточно проста в реализации и можно быстро отчитаться перед правительством о «проделанной работе». Что же до отдачи… «Было бы правильнее развивать СРО как добровольный институт. Насилие над рынком не даст ничего».

Революция № 2. Мандат на розницу

Еще одна инициатива состоит в том, чтобы разрешить турагентам продавать путевки только от имени и по поручению туроператора. Теоретически это поможет предотвратить случаи откровенного «кидалова» туристов. По Закону «О защите прав потребителей» претензии будут предъявляться не к турагентствам, как сейчас, а к туроператорам. Как следствие – поставщики постараются кому попало мандат не давать. И будут развивать аффилированную розницу. Даже от хорошо зарекомендовавших себя независимых агентств туроператоры могут потребовать дополнительных гарантий надежности и лояльности. Например, введут депозиты, которые надо пополнять по мере реализации туров. Либо же ТА обяжут переводить поставщику полную стоимость каждой путевки и только потом ему будет выплачиваться комиссия. В общем, на рынке начнется грандиозная переделка документооборота и чистка рядов. И, возможно, с массовыми «расстрелами». Число ТА резко сократится. Или как минимум уменьшится ротация. «Вряд ли ТО рискнут сотрудничать с новичками», – добавляет Любовь Пыкова, директор ТА «Краски мира».

Революция № 3. Белые в городе!

Драматические изменения могут произойти и в туроператорском сообществе. Со стороны российских олигархов, инвестирующих в туризм, как и крупных иностранных туроператоров, вышедших на наш рынок, уже звучат голоса о необходимости «обеления» отрасли. А момент сейчас, когда готовятся поправки в законодательство, как никогда благоприятный. Один из вариантов – кардинально поменять систему фингарантий, перейдя к страхованию ответственности по каждому договору. Тогда страховые компании получат реальную информацию по всем сделкам, которая будет доступна и налоговым органам. Кстати, схема предлагалась РСТ и ВСС (Всероссийским союзом страховщиков) еще в 2007 году. Тогда ее «замяли», но не факт, что и сейчас не проведут в законодательство, ведь лоббистский ресурс у заинтересованных игроков мощный. Впрочем, уже упомянутый эксперт из туристической власти уверен, что провести через Думу «перекроенный» вариант закона не получится: «Думаю, увеличат верхнюю границу ответственности и успокоятся, – прогнозирует наш собеседник. – Обходные варианты для туроператоров хорошо известны – например, разделение бизнеса на несколько юрлиц. А при очередном крахе крупного ТО, когда денег вновь не хватит всем пострадавшим, будет повод опять менять закон».

  • Банкротства
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Банкротство «Музенидис Трэвел»: крупнейшая афера или жертва обстоятельств?
Банкротство «Музенидис Трэвел»: крупнейшая афера или жертва обстоятельств?

Банкротства

25/07/2025
Почему разоряются турагентства: умысел или беспечность?
Почему разоряются турагентства: умысел или беспечность?

Банкротства

11/12/2024
Банкротство FTI: «Когда она ушла, все полетело в тартарары»
Банкротство FTI: «Когда она ушла, все полетело в тартарары»

Банкротства

10/07/2024
Банкротство года: почему Европа потеряла еще одного крупного туроператора
Банкротство года: почему Европа потеряла еще одного крупного туроператора

Банкротства

04/06/2024
Что случилось с TEZ TOUR в Казахстане
Что случилось с TEZ TOUR в Казахстане

Банкротства

26/01/2024
«Хорошая была компания»: «Веди Тур» прекратил работу
«Хорошая была компания»: «Веди Тур» прекратил работу

Банкротства

13/07/2023
«Никто нам денег не вернет». Почему туроператоры выбирают банкротство?

Банкротства

19/05/2020
Разорение «Феном Тура» – тревожный звонок для турбизнеса?

Банкротства

17/10/2019
Какой она станет, жизнь туроператоров после дефолта Thomas Cook?

Банкротства

10/10/2019
Thomas Cook: история краха

Банкротства

24/09/2019
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение