Билетным агентам закручивают гайки
На рынке продаж авиабилетов очередной громкий скандал. Из-за финансовой несостоятельности свернула деятельность украинская компания «Тревел Дистрибьюшн Сервисиз» (ТДС), активно работавшая и на российском рынке. Бизнес ее субагентов, в частности «Сентурии», уже пострадал, но расхлебывать последствия придется всем билетным агентам – авиакомпании ужесточают условия сотрудничества.
Хроника агентского провала
О том, что ТДС не способна исполнять свои финансовые обязательства, стало известно 4 июля. Долги компании-консолидатора перед авиаперевозчиками составили, по разным оценкам, от 14 до 28 млн долларов.
Уже 10 июля неприятности свалились на основного партнера ТДС – брокера «Сентурия», служившего им каналом сбыта авиабилетов: «Аэрофлот» запретил своим агентам на территории РФ сотрудничать с «Сентурией», а также с аффилированными с ней компаниями – Stars Travel и Vremena Goda Seasons Luxury.
Днем позже к бойкоту «Сентурии» подключились авиакомпании «ЮТэйр» и «Сибирь».
На долю «Аэрофлота» приходилось 30% реализации «Сентурии», билеты «ЮТэйр» давали еще 20%. Таким образом, в считаные дни брокер лишился половины своих объемов. Всего же российский рынок обеспечивал ТДС и ее субагентам порядка 80% продаж.
Между тем руководители «Сентурии» недоумевают, почему крайней оказалась именно их компания. Они уверяют, что исправно перечисляли в ТДС деньги за забронированные авиабилеты, и полагают – авиаперевозчикам следует спрашивать с этого консолидатора.
На чем погорел агент?
Эксперты рассматривают несколько версий причин, по которым ТДС сошла с дистанции, а бизнес ее субагентов оказался на грани краха.
Первая – банальная афера. В череде смен собственников ТДС впору запутаться даже посвященному, – говорят в кулуарах рынка. Известно, что ТДС и «Сентурия» входили в одну группу компаний. Последняя продажа ТДС произошла буквально за две недели до ее дефолта, и руководство «Сентурии» утверждает, что с того момента между фирмами нет аффилированности. Однако наблюдатели, знакомые с ситуацией, указывают: владельцами «Сентурии» являются бывшие акционеры ТДС. Смущает и сумма сделки – ТДС была реализована всего за 200 тыс. долларов, тогда как дневной оборот лишь одного, притом не самого крупного, ее субагента – Stars Travel – составляет 30 тыс. долларов.
Вторая версия – ТДС стала заложником демпинга. В борьбе за долю рынка консолидатор и его субагенты давали чрезмерные скидки на авиабилеты – до 10% от тарифов перевозчиков. Очевидно, делалось это за счет собственной комиссии, что и привело к финансовой несостоятельности.
«Сентурия» же винит во всех смертных ассоциацию IATA и некоторых авиаперевозчиков. Первой ставится в упрек тот факт, что она допустила десятикратное превышение долга ТДС над суммой фингарантии. Вторым – отключение агентства от авторизации «без всяких законных оснований», а также недопуск на свои рейсы пассажиров с приобретенными через «Сентурию» авиабилетами.
Аннуляцию билетов действительно подтвердили в Wizz Air, были проблемы у клиентов «Сентурии» и с посадкой на борта Emirates, если перелет не оплачивался повторно. Некоторые эксперты считают, что это противоречит Воздушному кодексу и резолюциям IATA. А вот «Аэрофлот», например, долги ТДС перед которым составили порядка 5 млн долларов, взял издержки на себя – пассажирам в перевозке не отказывали.
Платить больше и чаще
Эксперты убеждены – история с ТДС и ее агентами побудит российских авиаперевозчиков осторожнее подходить к сотрудничеству с агентами, для которых российский рынок неродной. «Нашим авиакомпаниям сложно учитывать риски и управлять доходностью при работе с теми же украинскими партнерами. Вероятно, им будут ограничивать продажи в России», – делится прогнозом Дмитрий Яковлев, гендиректор OZON.Travel.
Что же касается ужесточения условий сотрудничества с билетными агентами, ряд решений российское отделение IATA приняло еще 5 июня, до скандала с ТДС. Катализатором для закручивания гаек послужил предыдущий крах, случившийся зимой с компанией «Эвитерра», считают наблюдатели.
Так, с 1 января 2015 года возрастет порог входа на билетный рынок для новых игроков – минимальная банковская гарантия составит 75 тыс. долларов вместо нынешних 50 тыс.
Действующим агентам, чьи гарантии зависят от оборота за последний месяц, также придется их увеличить. Максимальный рост – примерно на 40% – ожидает компании с месячным оборотом от 75 тыс. до 1 млн долларов.
Кроме того, рассчитываться с поставщиками за авиабилеты агентам придется чаще – раз в неделю (сейчас – раз в десять дней).
Добавим, что авиакомпании постоянно сокращают комиссионные билетным агентам. По оценке Дмитрия Горина, гендиректора «Випсервиса», только с начала года вознаграждение снизилось в целом по рынку на 50%. «Аэрофлот», например, вообще обнулил комиссию и стимулирует партнеров только бонусами за прирост объемов. Эксперты предрекают, что на такую систему в обозримой перспективе перейдут и другие перевозчики.
«Средняя доходность билетного рынка сейчас не превышает 3%. Прямой агентский бизнес часто становится дорогим, неэффективным и низкоприбыльным», – подводит итог Дмитрий Горин. Выход, особенно для игроков с небольшими оборотами, эксперты видят в консолидации.