И кто виноват, что на рынке есть ненадежные «прокладки»
Розничный рынок с пятницы в шоке из-за краха Polar Tour. Масштабы ЧП можно оценить по активности чата, где пострадавшие турагенты обсуждают свои проблемы: там сейчас 230 участников. Многие из них работали с Polar Tour десятки лет. Почему же рухнула эта компания? Кого представителям розницы винить в случившемся?
Пути к провалу
Наблюдатели выдвигают следующие версии возможных причин, приведших Polar Tour к краху.
Компания работала как субоператор, т. е. сама турпродукт не создавала, а перепродавала туры различных туроператоров. Какова была до недавних пор экономика такого бизнеса? Субоператор получал от поставщика 12 % комиссии, на 1 % снижал цену тура, чтобы сделать свое предложение актуальным для рынка. 10 % отдавал в качестве вознаграждения турагентствам (т. е. своим субагентам), себе оставлял 1 %. На этот процент организация, подобная Polar Tour, в принципе могла жить, но когда туроператоры снизили комиссию в среднем до 6 %, экономика бизнеса была разрушена. Возможно, Polar просто не смог адаптироваться к новым реалиям.
Кроме того, уже почти год банки ведут усиленный контроль за деятельностью туристических фирм: когда есть хоть малейшие, хоть самые косвенные признаки, что компания занимается транзитом денежных средств, ее счета блокируют. Если это происходило с Polar Tour, то мы с вами могли и не знать, – компании стараются не афишировать своих проблем, чтобы не отпугнуть партнеров. И уж конечно, если Polar, используя финансовые потоки от своих субагентов, зарабатывал на «нетуристических видах деятельности», то ему эти источники прибыли банки перекрыли. Что могло стать еще одним сокрушительным ударом по бизнесу.
Далее. Не исключено, что Polar Tour прогорел из-за скачков курсов доллара и евро. Игра на валютной бирже вообще очень распространена среди агентских фирм и, по косвенным признакам, Polar этим занимался. Во всяком случае ряду туроператоров он платил напрямую за границу, т. е. в долларах и евро. В чем тут выгода для «прокладки»? Если посредник рассчитывается с российским юрлицом, то платит обычно по курсу ЦБ +2–2,5 %. Если же перечисления идут за границу, то валюту он покупает на бирже с меньшей наценкой. Таким образом, получает дополнительный процент к своей марже. Но в этом году ситуация на валютном рынке столь непредсказуемая, что даже опытные игроки теряли деньги.
Когда снижается прибыль, перекрываются источники дохода, возникают убытки из-за скачков валюты – что делают многие предприниматели в туризме? «Залезают в оборотку» глубже, чем следовало бы. А если учесть, что финансовый контроль и учет в агентских структурах зачастую весьма далек от идеала, собственник может и не отследить, когда его компания прошла точку невозврата.
Тот факт, что Polar Tour потерпел крах в середине июня, наблюдатели объясняют следующим образом. Это время окончательных расчетов по ранним продажам. Видимо, платить было уже нечем. Туроператоры работать с посредником в долг отказывались, один за другим начали аннулировать его брони – и компания рухнула.
Виноваты – Ростуризм, правительство, туроператоры?
Что касается турагентств, многие из них винят в случившемся туроператоров, Ростуризм и «Турпомощь», а также вообще – государство. Вот что пишут пользователи в комментариях к публикациям на HotLine.travel и TourDom.ru.
«Уважаемые ТО, в сложившейся ситуации к вам нет больше никакого доверия! Как теперь через вас делать брони? В данной ситуации видим только один выход – бронировать напрямую через отели или «Букинг».
«Ростуризм В ДОЛЕ тут. Это очевидно. Это они сами придумывают этих перекупщиков и говорят, как им поступить, например не вступать в «Турпомощь». Это все одна большая команда, которая обманывает население».
«Если мы не достучимся до нашего правительства, можно смело считать их СОУЧАСТНИКАМИ всего этого!!! Как так можно поступать с турагентствами всей страны? Какой туризм вы хотите развить? Вы задавили турагентства постоянными развалами туроператоров, снижением комиссий, Развалом авиакомпаний. Ребята! Проблема на самом деле ОГРОМНАЯ. Нужно действительно что-то делать и всем вместе».
Среди таких эмоциональных заявлений встречаются – хотя и достаточно редко – комментарии типа: «Нужно что-то делать?! Действительно. Нужно не работать с такими компаниями, как Polar Tour. Зачем вы через них бронировали?»
Вот это очень важный вопрос, и мы задавали его пострадавшим агентам.
Бревно в глазу
Во-первых, многие агентства бронировали туры через Polar, потому что он предлагал цены на 1 500–2 000 рублей ниже, чем сами производители туров. «Да, для нас это было существенно», – говорят пострадавшие.
Во-вторых, с сотрудниками Polar Tour был прямой контакт, они не посылали «в сайт», готовы были с агентами разговаривать. В то время как у крупных поставщиков всё автоматизировано, личное взаимодействие с розничными партнерами сведено к минимуму.
В-третьих… Polar Tour принимал оплату самыми разными способами. Среди турагентств есть такие, кто перечислял деньги за туры на личные банковские карты руководителей и других сотрудников Polar. Никаких подтверждений оплаты, естественно, не имеется, шансов что-то с кого-то взыскать – тоже.
К этому добавим, некоторые искренне удивляются, узнав, что Polar Tour продавал чужой продукт. «Как так? Мы думали, он и есть туроператор».
Но даже те, кто понимали, с кем имеют дело, как-то не обращали внимания на следующий факт. Именно Polar Tour (а не ANEX, не TEZ, не «Библио») фигурирует как исполнитель по их договорам с клиентами. Это значит, что у Polar – формальный статус туроператора, и должны быть соответствующие регалии: номер в федеральном реестре, фингарантии, членство в «Турпомощи», деньги в двух фондах при ассоциации. Ни у одного юрлица Polar Tour на момент краха ничего такого не имелось. Любой, кто захотел бы, мог легко это выяснить – данные доступны в открытых источниках. А теперь остается только принять к сведению официальное заявление «Турпомощи»: она не имеет никаких оснований подключиться к урегулированию возникшей ситуации.
…
Не будем сыпать соль на раны пострадавших: куда смотрели, о чем думали, зачем гнались за дешевизной, почему не разобрались хоть немного в туристическом законодательстве, как могли перечислять деньги клиентов кому-то на личную карту – и прочее. Что уж тут…
Но вот что всем сейчас точно следует сделать, говорят юристы, так это оргвыводы из сложившейся ситуации на будущее. Наверное, они очевидны.