Турагентства – о путях выхода из отраслевого клинча
В туризме – очередная «черная пятница». 7 сентября туроператор «ДАНКО» объявил о прекращении деятельности и аннуляции всех проданных туров, начиная со следующего дня. Представители розницы шокированы чередой операторских банкротств, которые оборачиваются для них прямыми финансовыми убытками, потерей клиентов и дискредитацией туристического бизнеса как такового. Владельцы турагентств ищут выходы из возникшего клинча.
Пусть ответят имуществом!
По мнению владельца агентской сети TBS Group Рашада Мамедова, корень зла заключается в следующем: владельцы и руководители туроператорских компаний не несут персональной ответственности перед пострадавшими клиентами. «Когда я заключаю договор с поставщиками, то расписываюсь в том, что отвечаю перед ними своим имуществом. «Пусть и они дают мне точно такие же гарантии! – говорит г-н Мамедов. – Пусть генеральный директор и главный бухгалтер понимают, что срыв проданных туров грозит им лично потерей собственности. Тогда они, очевидно, будут более серьезно относиться к своим обязательствам перед клиентами. А сейчас – страховая заплатит. Или не заплатит. В любом случае владельцы и должностные лица туроператоров ни при чем!»
Альтернативный выход глава TBS Group видит в том, чтобы отменить практику предоплат туроператорам. Вместо этого турагентства могут давать поставщикам банковские гарантии, что проданные туры будут полностью оплачены в день вылета. Тогда производители туруслуг просто не смогут залезать в оборотку и допускать летальных кассовых разрывов, из-за которых мы получаем типовую ситуацию: оператор закрылся, в кассе пусто, в собственности мебель, компьютеры и телефоны, взять с него нечего. Зато обязательств – на многие миллионы. И ни один из инструментов защиты потребителей, созданных государством, в реальности никого не спасает.
Новые правила взаимодействия между производителями и продавцами туруслуг надо фиксировать законодательно, полагает Рашад Мамедов. Договориться полюбовно с туроператорами – шансов нет.
Турагентствам – больше прав
У гендиректора компании Level.Travel Дмитрия Малютина – иное видение выхода. «Надо работать преимущественно с масс-маркетом, продавать туры только самых крупных игроков и не работать с нишевыми туроператорами. Именно так, собственно, мы и делаем», – говорит Дмитрий. При этом он считает, что турагентов следовало бы наделить правом формирования туров на базе регулярной перевозки, чтобы удовлетворить спрос на нестандартные программы.
Такая идея уже обсуждалась в рознице. Владелец «Магазина путешествий» Александр Преображенский уверен, что это и есть выход. Турагентствам можно и нужно дать новый статус и новые права по формированию индивидуального продукта. В этом он видит для розницы путь выхода из сложившейся ситуации. Что же касается ответственности перед потребителями, то задача решается просто, – говорит эксперт. – за рубежом давно изобретены простые и действенные механизмы. Один из вариантов: заключив сделку с турфирмой, клиент перечисляет ей лишь 30 % стоимости тура, а остальная часть денег помещается на банковский депозит. По возвращении клиента из поездки он подписывает документ о том, что услуги получил полностью и претензий по качеству не имеет, и лишь после этого 70 % его средств поступает турфирме. «Да, по такой системе смогут работать только настоящие профессионалы, готовые отвечать по своим обязательствам. И это пойдет отрасли только на пользу», – говорит Александр Преображенский.
А пока клиенты «ДАНКО» могут рассчитывать только на фингарантии и выплаты из фонда персональной ответственности туроператора. Даже если этих денег окажется достаточно, кто измерит имиджевый ущерб, в очередной раз нанесенный рынку? Кто оценит количество путешественников, которые под впечатлением от череды банкротств никогда уже не обратятся в турфирмы?
…
Какие пути выживания для розницы предлагаете вы, уважаемые читатели? Пишите в комментариях к этой статье.