Турецкий сезон, столь драматично начинавшийся, - с новых конкурентных угроз на рынке и политических волнений в стране, - завершается без особых стрессов. Традиционным лидерам этого рынка удалось оградить свои базовые территории от нового опасного соперника (о котором чуть позже) и держать на них баланс между спросом и предложением. Никто из TOP-3 не гонится за ростом объемов, все уверенно грузят борта и называют Турцию устойчиво прибыльным направлением бизнеса.
Стабильна и расстановка сил на вершине рейтинга предпочтений сотрудничества, подготовленного «БАНКО» по результатам опроса топ-менеджеров московских турфирм. Год назад Coral Travel и «Пегас Туристик» финишировали с одинаковыми показателями. Сейчас оба туроператора чуть прибавили в весе – на 1,6% и 1% соответственно, то есть снова оказались на вершине рейтинга с незначительным отрывом друг от друга.
По турпотокам, как говорят наблюдатели, две этих компании тоже идут вровень на столичном рынке. Ну, может быть, Coral чуть впереди. И показательно:
общая борьба с «Библио Глобусом» привела к тому, что у них сравнялся гостиничный ассортимент. В продаже у «Пегаса» появились те отели, которые раньше держал Coral, и наоборот.
Возвращаясь к топ-листу по Турции. TEZ Tour сохраняет в нем прошлогоднюю вторую строчку с небольшим ростом индивидуальной котировки (плюс 1,6% голосов к итоговому рейтингу за прошлое лето). Эта динамика в полной мере отражает его общую стратегию на рынке. Туроператор целенаправленно работает на повышение рентабельности при сохранении объемов.
На значительном расстоянии от первой тройки держится в лидерском списке компания TUI. Ее личный рейтинг на 1,1% ниже, чем год назад. Общая конкурентная ситуация в Турции сейчас в полной мере соответствует стилю и темпераменту этого игрока, он мог бы в полной мере реализовать здесь свои конкурентные преимущества. Например, TUI хвалят за отборный ассортимент отелей – в нем представлено все самое качественное и востребованное в разных ценовых категориях.
Если бы не сбои в расписании авиарейсов, TUI завершила бы лето с более высокой котировкой, уверены эксперты.
Теперь о «Библио Глобусе», чей турецкий дебют столь бурно обсуждался на рынке в начале сезона. Еще до начала активных продаж туроператор вышел в прогнозный рейтинг предпочтений сотрудничества и сейчас улучшил собственный авансовый показатель на 4%. По наблюдениям экспертов, этот игрок, встретив последовательное сопротивление старожилов в востребованных объектах Кемера и Белека, укрепился в более экономичных территориях – Алании и Сиде, причем все лето задавал здесь ценовой тон. И оттянул агентские голоса у туроператоров, расположившихся в нижней части таблицы. В частности, у «Анекс Тур», который исторически специализируется как раз на тех регионах, где сейчас обживается «Библио».
В заключении надо сказать пару слов о компаниях Troyka и Sunmar – первая считается бюджетным сателлитом TEZ, вторая – дочерняя структура Coral, ориентированная на реализацию экономичного продукта. Как уже говорилось,Турция подорожала и перестала продаваться в режиме распродаж. В связи с этим актуальность сток-центров для ведущих туроператоров снижается. Поэтому Troyka теперь помимо TEZ стала активно работать с «Интуристом», за счет чего сохранила рейтинговые позиции. У Sunmar же котировка заметно упала – на 4,7% от прошлогоднего уровня.
Турция
Рейтинг популярности направлений туризма
(итог сезона лето-2013)
Направление | Итог сезона лето-2013, % | Прогноз на сезон лето-2013, % | Изменение, +/- | Итог сезона лето-2012, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Coral Travel | 26,1 | 23,7 | 2,4 | 24,5 | 1,6 |
Пегас Туристик | 25,5 | 22,4 | 3,1 | 24,5 | 1,0 |
TEZ Tour | 20,6 | 22,3 | -1,7 | 19,0 | 1,6 |
TUI | 7,5 | 8,5 | -1,0 | 8,6 | -1,1 |
Библио Глобус | 4,0 | 3,0 | 1,0 | - | - |
Troyka | 3,8 | 2,3 | 1,5 | 2,9 | 0,9 |
Sunmar | 3,7 | 6,9 | -3,2 | 8,4 | -4,7 |
Анекс Тур | 3,6 | 4,9 | -1,3 | 4,4 | -0,8 |
Санрайз Тур | 2,1 | 2,5 | -0,4 | 3,2 | -1,1 |
Отсутствуют:
НТК Интурист | - | 1,1 | - | 1,1 | - |
Натали Турс | - | - | - | 1,4 | - |
Полар Тур | - | - | - | 1,1 | - |