За каких туроператоров по круизам голосовала Москва в рейтингах «БАНКО»
На волне кризиса резко возросла активность московских турфирм в сфере круизов. Этот факт выявлен в ходе маркетинговых исследований «БАНКО», на основании которых составлены рейтинги популярности направлений и предпочтений сотрудничества на лето-2016. Топ-лист операторов-круизеров заслуживает особого внимания: трое там ушли в отрыв, один внезапно дебютировал... Что ответят на эти вызовы оставшиеся четверо?
Круизы: кто ушел в отрыв?
В январе специально подготовленные интервьюеры опросили топ-менеджеров 600 компаний и среди прочего задали вопрос: «Собираетесь ли вы работать с круизным продуктом в предстоящем сезоне?» 10,5 % респондентов заявили: «Да, обязательно». И ещё 42,9 % дали следующий ответ: «Да, немного, для ассортимента».
Для сравнения: по итогам лета-2015, согласно исследованиям «БАНКО», морские и речные путешествия активно продавали только 1,7 % московских турфирм и лишь 13,6 % работали с этим продуктом по остаточному принципу.
Таким образом, численность московских турфирм, так или иначе погруженных в круизную тему, с конца прошлого лета возросла более чем троекратно!
Причина очевидна. В поисках выхода из тотальной депрессии, охватившей сферу массового поточного туризма, владельцы турфирм ищут другие источники заработка, стремятся осваивать новые для себя ниши. И вполне естественно, что многих интересует именно круизный рынок, который считается одной из самых стабильных и динамично растущих сфер туриндустрии.
Ещё один фактор: сами круизные туроператоры всё более активно общаются с розницей, среди них есть такие, кто применяет новые, актуальные для отечественного потребителя решения в части ассортимента, развивает технологии бронирования. В общем, продавать круизы становится проще – и, конечно же, появляется больше желающих.
Рассмотрим теперь топ-лист туроператоров, которых опытные и начинающие продавцы круизного продукта назвали предпочтительными поставщиками на лето-2016. Ранее предсезонные исследования в круизной сфере не проводились, поэтому прогнозный рейтинг будем сравнивать с итоговым за прошлый сезон.
Трое в плюсе
Традиционный лидер круизного рейтинга – туроператор PAC GROUP – ещё более укрепил свои позиции и ушёл в полный отрыв от всех конкурентов. В преддверии нового сезона он улучшил свою котировку на 14,9 % по сравнению с прошлогодней итоговой, и теперь в его активе почти 50 % голосов московских турфирм. Конкуренты признают: PAC GROUP объективно лидирует по объёмам продаж в сфере морских путешествий. Это один из немногих отечественных туроператоров, который имеет эксклюзивный контракт с крупным зарубежным поставщиком круизного продукта (MSC Cruises). Кроме того, PAC самым активным образом занимается вовлечением и обучением турагентств. У него продвинутая система бронирования, есть и другие преимущества. В общем, подытоживают конкуренты, первое место PAC GROUP – заслуженное, резко положительная динамика в рейтинге – объяснима.
Вслед за PAC в топ-листе значится «Натали Турс». Компания повысила свою котировку на 4,3 % голосов и перешла с итоговой третьей на прогнозную вторую строчку в рейтинге по круизам. Наблюдатели выдвигают следующее объяснение: «Натали Турс» – многопрофильный туроператор, каких на круизном рынке немного. Агентствам, которые только начинают осваивать этот бизнес, проще обращаться как раз к таким поставщикам, с кем они привыкли сотрудничать по другим направлениям. Ещё одна версия, которой объясняют подросший рейтинг «Натали»: один из её ключевых поставщиков – Costa Cruises, который в этом году отличается повышенной ценовой агрессивностью.
«Круизный Дом «МК» по итогам лета значился на пятой строке в лидерском списке, теперь переместился на третью, при этом его личный рейтинг вырос на 2,1 %. Универсален по ассортименту, говорят конкуренты. Предлагает продукт всех востребованных в России мировых круизных компаний. По ценам – в рынке. И, конечно, главный козырь – технологичность. «Очень продвинутая система бронирования, – констатируют эксперты. – И, кстати, серьёзные объёмы продаж. В общем, более чем заслуженная «бронза».
Нежданный TEZ и четыре старожила
Теперь – о том, чего никто не ожидал: в круизном рейтинге предпочтений сотрудничества появился TEZ Tour. На высоком для дебютанта четвёртом месте, с солидной котировкой в 4,6 % голосов. Опытные игроки этого рынка не воспринимали его раньше как конкурента, а некоторые даже не знали, что TEZ предлагает круизы. У TEZ Tour прямой контракт с Celestyal Cruises, эксклюзивный договор с портом Ираклиона. Туроператор стартовал в круизной сфере совсем недавно – в 2014 году, но розница, как видим, уже распробовала его продукт. Тем более что он, как и PAC с «Натали», имеет преимущество многопрофильности. И обеспечивает удобные технологии бронирования.
Далее. Пятую позицию в рейтинге занял «Бриз лайн». Это узкоспециализированный туроператор, старожил круизного рынка. Главный его козырь – эксклюзивный контракт с Princess Cruises, за счёт чего компания и держит стабильную котировку. «Если бы проявляла больше гибкости в отношениях с турагентствами, могла бы расти в рейтинге», – говорят конкуренты.
Отдельный разговор – о компании «Инфофлот». В отличие от всех остальных она специализируется на организации речных круизов, причём является очень крупным игроком в этой сфере. (Хотя для ассортимента продаёт и морские путешествия.) Активный сезон «Инфофлота» – исключительно лето, неудивительно, что в ходе опроса, прошедшего в январе, его упоминали реже, чем по итогам навигации, и котировка снизилась с 6,6 до 3,3 %. Своих туроператорских позиций «Инфофлот» отнюдь не растерял и на финише лета наверняка поборется за более высокую строчку в рейтинге.
Замыкают рейтинг «Атлантис Лайн» и «Нептун», набравшие равное количество голосов – 2,7 %. Наряду с «Бриз Лайном» их называют старожилами, туроператорами традиционной формации (хотя по итогам лета-2015 в рейтинг они не входили). У «Атлантиса» есть такой козырь, как эксклюзивный контракт с Carnival Cruise. «Большой опыт, репутация на рынке – этого не отнять, – говорят наблюдатели о двух упомянутых компаниях. – И тот факт, что под натиском агрессивных и технологичных конкурентов нового поколения они держатся в топ-листе, – это, на самом деле, дорогого стоит».
...
Вот вам расклад сил в рейтинге накануне нового лета. Сезон обещает быть активным, принесёт перемены. Посмотрим, с какими показателями придут игроки к финишу.
Так... Может, в этом месте разбить о монитор бутылку шампанского? Будет инаугурация лета в круизном стиле. :)
Планируете ли вы работать с круизным продуктом в предстоящем летнем сезоне?
Вариант ответа | Прогноз на сезон-2016, % | Итог сезона-2015, % |
Нет | 46,6 | 84,7 |
Да, немного, для ассортимента | 42,9 | 13,6 |
Да, обязательно | 10,5 | 1,7 |
Маркетинговое исследование Службы «БАНКО» основано на опросе топ-менеджеров 600 московских туркомпаний. Опрос проводился с 26 января по 3 февраля профессиональными интервьюерами.
Оператор | Голоса, % * | Итог сезона лето-2015, % | Изменение, +/- |
PAC Group | 48,9 | 34,0 | ▲14,9 |
Натали Турс | 11,8 | 7,5 | ▲4,3 |
Круизный дом МК | 5,9 | 3,8 | ▲2,1 |
TEZ Tour | 4,6 | – | – |
Бриз Лайн | 3,5 | 3,8 | ▼0,3 |
Инфофлот | 3,2 | 6,6 | ▼3,4 |
Атлантис Лайн | 2,7 | – | – |
Нептун | 2,7 | – | – |
Методика
Как считаются некоммерческие рейтинги «БАНКО»
Рейтинги основаны на опросе специалистов 627 московских туркомпаний, проведённом с 26 января по 8 февраля профессиональными интервьюерами. Анкетирование осуществлялось по репрезентативной выборке методом случайного отбора из базы данных «БАНКО», содержащей сведения о более чем 5 тыс. турфирм столицы.
Первый вопрос анкеты звучал так: «По каким направлениям туризма вы активно работали в прошедшем сезоне зима-2015/16?»
Второй вопрос: «Какие туроператоры, по вашему мнению, по итогам сезона зима-2015/16 работали наиболее успешно и достойны занять лидирующие позиции в рейтингах предпочтений сотрудничества по названным вами направлениям туризма?»
Следующие вопросы: «Планируете ли вы в предстоящем летнем сезоне работать с круизным продуктом?» и «Если вы планируете работать с круизным продуктом, то с кем из туроператоров намерены активно сотрудничать?»
Ответы на последний вопрос легли в основу круизного рейтинга предпочтений сотрудничества. За 100 % принято 372 – общее количество упоминаний туроператоров. Приведены варианты ответов, набравшие 10 и более голосов.