Наконец-то! Зимой 2012-2013 года никто из значимых игроков рынка не разорился, погодные катаклизмы и прочие напасти также обошли туризм стороной. На ряде направлений прекратился демпинг и даже был достигнут долгожданный баланс спроса и предложения. Надолго ли? Как говорится, поживем и увидим, а пока представляем результаты традиционного маркетингового исследования, которое Служба «БАНКО» провела в конце зимнего сезона: рейтинги популярности направлений и предпочтений сотрудничества с туроператорами.
Издержки популярности
Посмотрев на данные опроса, я поначалу удивился. Впервые за последние восемь лет Таиланд не получил ежегодный прирост предпочтений и даже недосчитался 3,4% голосов. А Египет, пикировавший несколько сезонов подряд, вдруг опять начал расти в рейтинге. Чем можно объяснить такое перераспределение? С этим вопросом я обзвонил экспертов, и вот что получилось.
На самом деле сезон по Таиланду все называют очень удачным. Константин Кинель, руководитель службы маркетинга Представительства по туризму Таиланда, привел статистику: в 2012 году страну посетили 1,3 млн россиян, что на 25% превышает показатель 2011 года (1,05 млн). И туроператоры подтверждают: зимой туры очень хорошо продавались, удалось заработать и нарастить турпоток. Маргарита Давликанова, заместитель гендиректора «Натали Турс», рассказала, например, что очень большой популярностью пользовался Пхукет, который уже на равных соперничает с Паттайей. Несоответствие оптимистичных оценок данным опроса эксперты объясняют тем, что наращивание перевозки происходило не в Москве, а в регионах. Екатеринбург, Казань Новосибирск, Красноярск, Владивосток, Иркутск обзавелись собственными прямыми рейсами на Пхукет. В то же время на столичном рынке образовался даже некоторый дефицит тайской перевозки. Получилось так, что страна стала «жертвой» собственной популярности. По наблюдениям Марии Чупиной, директора московского представительства «Ростур», в декабре многие туристы не могли улететь ни в Бангкок, ни на Пхукет: или билетов не было, или нужных отелей. Что в итоге делали клиенты? Конечно же, выбирали другие направления. Те, кто хотел отдохнуть подешевле, скорее всего, обратили взоры на Египет. Ну и пусть, что в Каире вновь беспорядки, главное, что на курортах спокойно, а билеты и туры в наличии. Судя по рейтингу, тайский дефицит также подогрел спрос на Индию. Это направление получило больше голосов и оказалось на четвертом месте.
Впрочем, есть и другая версия, объясняющая некоторое снижение показателей Таиланда в рейтинге. Наш колумнист и эксперт по Таиланду Николай Павлов обращает внимание, что наряду с этой страной агентства реже называли и другие направления этого региона – Индонезию и Вьетнам. По его словам, для какой-то части клиентов Азия – пройденный этап, а значит, и агентства активнее смотрят на другие направления. Доминиканская Республика уже не первый сезон прочно занимает в московском топ-листе третье место. А минувшей зимой продолжилось еще и восхождение Мексики, которая благодаря амбициям авиакомпаний и туроператоров заметно подешевела. Съездив в эту страну, могу сказать, что направление суперинтересное, по количеству повторных визитов со временем вполне может составить конкуренцию Таиланду. У меня есть знакомые, побывавшие в Мексике уже семь раз и собирающиеся туда снова. Когда они вернутся в Азию? Уже упомянутый мной Николай Павлов считает, что не в последнюю очередь это будет зависеть от рекламной активности отельеров и национальных турофисов. Нужны новые идеи, новые поводы.
Рейтинг популярности направлений туризма(итог сезона зима-2012/13)
Направление | Итог сезона зима-2012/13, % | Прогноз на сезон зима-2012/13, % | Изменение, +/- | Итог сезона зима-2011/12, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Таиланд | 24,9 | 24,6 | 0,3 | 28.8 | -3,9 |
Египет | 17,3 | 16,3 | 1,0 | 15,7 | 1,6 |
Доминиканская республика | 10,1 | 10,4 | -0,3 | 9,9 | 0,2 |
Индия | 7,0 | 5,3 | 1,7 | 4,8 | 2,2 |
ОАЭ | 6,0 | 7,5 | -1,5 | 5,3 | 0,7 |
Куба | 5,4 | 7,4 | -2,0 | 4,9 | 0,5 |
Вьетнам | 4,7 | 4,4 | 0,3 | 6,2 | -1,5 |
Мальдивы | 3,9 | 3,5 | 0,4 | 3,3 | 0,6 |
Мексика | 3,0 | 3,4 | -0,4 | 1,6 | 1,4 |
Чехия | 2,8 | 1,5 | 1,3 | 2,5 | 0,3 |
Индонезия | 1,6 | 2,2 | -0,6 | 2,8 | -1,2 |
Россия | 1,6 | 2,0 | -0,4 | 0,8 | 0,8 |
В таблице представлен рейтинг популярности направлений, подготовленный Службой "БАНКО" в качестве итога сезона зима-2012/13. Он приводится в сравнении с аналогичными исследованиями, сделанными накануне сезона зима-2012/13 и по итогам сезона зима-2011/12. Все данные получены в ходе опроса топ-менеджеров более 600 турфирм Москвы. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы "БАНКО".